Аттестация товариществ собственников и жилищных кооперативов: порядок определен
Положение о порядке аттестации организаций застройщиков, товариществ собственников, осуществляющих обслуживание общего имущества совместного домовладения собственными силами (далее – Положение), утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.10.2024 № 778 (далее – постановление № 778). Напомним, что обязательность такой процедуры была введена Законом Республики Беларусь от 29.12.2023 № 330-З «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации».
Общие положения
Согласно п. 2 Положения для целей этого нормативного акта используются следующие термины и их определения:
- аттестат соответствия – документ, дающий право организациям собственников осуществлять обслуживание общего имущества совместного домовладения собственными силами;
- обладатель аттестата соответствия – организация собственников, получившая аттестат соответствия;
- обслуживание общего имущества совместного домовладения собственными силами – оказание участникам совместного домовладения жилищно-коммунальной услуги по техническому обслуживанию жилого дома работниками организации собственников, физическими лицами, выполняющими работы по договору подряда;
- уполномоченный орган – учреждение образования «Государственный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров «Жилком».
В п. 3 Положения указывается также, что аттестация проводится в целях установления возможности оказания организацией собственников услуги по техническому обслуживанию жилого дома, соответствующей обязательным для соблюдения техническим нормативным правовым актам, устанавливающим требования к качеству такой услуги, иным актам законодательства.
Порядок проведения
Согласно п. 4 Положения аттестация проводится в соответствии с законодательством об административных процедурах.
Для получения аттестата соответствия заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о получении аттестата соответствия по установленной форме (приложение 1 к Положению), к которому прилагаются:
- копия приложения к технологической карте на техническое обслуживание инженерных систем и конструктивных элементов жилого дома (здания) по жилому дому (домам), обслуживание общего имущества совместного домовладения которого осуществляется собственными силами;
- копия штатного расписания организации собственников;
- сведения о работниках организации собственников, физических лицах, выполняющих работы по договору подряда, по установленной форме (приложение 2 к Положению), а также копии документов, подтверждающих данные сведения;
- сведения о наличии находящихся у организации собственников в собственности или на ином законном основании основных средств, необходимых для обслуживания общего имущества совместного домовладения собственными силами, по установленной форме (приложение 3 к Положению);
- сведения о внесении платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, с указанием учетного номера операции (транзакции) в платежной системе в едином расчетном и информационном пространстве или реквизитов документа о плате за услуги (работы), оказываемые (выполняемые) уполномоченным органом при осуществлении административной процедуры.
Заявление и прилагаемые к нему документы должны быть рассмотрены уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней. За это время уполномоченным органом устанавливается (оценивается) наличие:
- председателя правления организации собственников, имеющего высшее образование либо среднее специальное (техническое, экономическое, юридическое) образование и стаж работы на руководящих должностях в организациях жилищно-коммунального хозяйства и (или) управления недвижимым имуществом не менее пяти лет, а также свидетельство о прохождении профессиональной аттестации;
- работников организации собственников, физических лиц, выполняющих работы по договору подряда, согласно приложению к технологической карте на техническое обслуживание инженерных систем и конструктивных элементов жилого дома (здания) по жилому дому (домам), имеющих документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данных работ, а также свидетельство о прохождении профессиональной аттестации, если его выдача предусмотрена законодательством о профессиональной аттестации в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- основных средств в соответствии со сведениями, представленными организацией собственников по установленной форме (приложение 3 к Положению).
По результатам рассмотрения принимается решение о выдаче либо об отказе в выдаче организации собственников аттестата соответствия.
Пунктом 7 Положения определено, что уполномоченный орган отказывает в выдаче аттестата соответствия в случаях:
- определенных в ст. 25 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»;
- несоответствия организации собственников требованиям, указанным выше.
О принятом решении уполномоченный орган письменно уведомляет заинтересованное лицо не позднее 5 рабочих дней со дня его принятия.
Аттестат соответствия выдается сроком на три года и оформляется по установленной форме (приложение 4 к Положению). При этом срок исчисляется со дня принятия уполномоченным органом решения о его выдаче.
Установлено, что в случае реорганизации обладателя аттестата соответствия вновь созданное юридическое лицо до начала обслуживания общего имущества совместного домовладения собственными силами должно получить аттестат соответствия. Исключение составляет случай, предусмотренный в ч. 1 п. 12 Положения: при реорганизации обладателя аттестата соответствия путем преобразования, изменения наименования обладателя аттестата соответствия это лицо в течение пяти рабочих дней после государственной регистрации соответствующих изменений представляет в уполномоченный орган заявление о внесении изменений в аттестат соответствия в произвольной форме с приложением документов и (или) сведений, подтверждающих необходимость внесения изменений.
Прекращение действия аттестата
Согласно п. 13 Положения аттестат соответствия прекращает свое действие со дня истечения срока действия, а также со дня ликвидации, реорганизации обладателя аттестата соответствия, за исключением реорганизации обладателя аттестата соответствия путем преобразования. Основаниями для прекращения действия аттестата соответствия по решению уполномоченного органа до истечения срока его действия являются:
- уведомление обладателя аттестата соответствия о прекращении оказания услуги по техническому обслуживанию жилого дома, поданное в произвольной письменной форме;
- назначение уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения;
- несоответствие обладателя аттестата соответствия указанным выше требованиям;
- предоставление для получения аттестата соответствия недостоверных сведений, которые не были установлены в ходе аттестации.
Установлено, что местные исполнительные и распорядительные органы:
- в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о назначении уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения направляют копию такого решения в уполномоченный орган;
- письменно информируют уполномоченный орган о фактах несоответствия обладателя аттестата соответствия установленным требованиям не позднее пяти рабочих дней со дня их выявления.
При наличии перечисленных выше оснований уполномоченный орган принимает решение о прекращении действия аттестата соответствия в течение 10 дней со дня получения соответствующего уведомления, информации или выявления соответствующих фактов и письменно уведомляет об этом организацию собственников, а также местный исполнительный и распорядительный орган базового территориального уровня по месту нахождения организации собственников не позднее 5 рабочих дней со дня принятия этого решения.
Также установлено, что при поступлении информации о факте несоответствие обладателя аттестата требованиям уполномоченный орган не позднее 5 рабочих дней со дня ее поступления запрашивает у обладателя аттестата соответствующие документы, которые последний обязан предоставить не позднее 15 рабочих дней со дня получения запроса. В случае, если из представленных документов не подтверждается соответствие установленным требованиям, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления соответствующих документов принимает решение о прекращении действия аттестата и письменно уведомляет об этом организацию собственников, а также местный исполнительный и распорядительный орган базового территориального уровня по месту нахождения организации собственников не позднее 5 рабочих дней со дня принятия этого решения. При этом уточняется, что действие аттестата в период установления соответствия требованиям не прекращается.
Пунктом 17 Положения на обладателя аттестата возложена обязанность в течение 10 дней со дня получения информации от уполномоченного органа о прекращении действия аттестата возвратить аттестат в уполномоченный орган.
Реестр
Положением определено, что уполномоченный орган формирует и ведет реестр аттестатов соответствия (далее – реестр) на бумажном носителе и в электронном виде. Информация из реестра предоставляется путем ее размещения на официальном сайте уполномоченного органа в глобальной компьютерной сети Интернет. Согласно п. 19 Положения в реестре указываются:
- номер аттестата соответствия;
- полное наименование обладателя аттестата соответствия и его местонахождение;
- дата выдачи аттестата соответствия;
- срок действия аттестата соответствия;
- сведения о прекращении действия аттестата соответствия (при их наличии).
Сведения о прекращении действия аттестата соответствия (при их наличии) вносятся в реестр не позднее десяти дней со дня истечения срока действия аттестата соответствия, получения сведений о ликвидации (реорганизации) обладателя такого аттестата либо принятия решения уполномоченным органом о прекращении действия аттестата соответствия.
Постановление № 778 вступает в силу с 25 октября 2024 г.