Порядок социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи
Инструкция о порядке социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи (далее — Инструкция) утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.09.2022 № 328. Документ определяет порядок социально-педагогической поддержки обучающихся учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью) (далее — учреждения образования) и оказания им психологической помощи.
Инструкцией установлено, в частности, что социально-педагогическую поддержку обучающихся осуществляет педагог социальный, психологическую помощь им оказывает педагог-психолог (далее — специалисты), которые в своей деятельности, кроме Инструкции, руководствуются:
- Кодексом Республики Беларусь об образовании;
- Кодексом Республики Беларусь о браке и семье,
- Законом Республики Беларусь от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка»;
- Законом Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Законом Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З «Об оказании психологической помощи» (далее — Закон об оказании психологической помощи);
- Законом Республики Беларусь от 30.06.2022 № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции»;
- иными актами законодательства.
Согласно п. 4 Инструкции задачами деятельности специалистов являются:
- защита прав и законных интересов обучающихся учреждений образования, содействие их обучению, воспитанию и развитию, социальной адаптации;
- содействие в формировании благоприятной атмосферы в коллективах обучающихся учреждения образования;
- организация личностно-ориентированной социально-педагогической поддержки, психологической помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
- участие в разработке и выполнении плана реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, плана защиты прав и законных интересов ребенка;
- участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
- разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся;
- предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда здорового образа жизни;
- повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса.
Принципы деятельности специалистов определены в п. 5 Инструкции, это:
- законность;
- уважение и соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса;
- доступность и добровольность получения социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи;
- обеспечение равных возможностей получения социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи для всех обучающихся;
- конфиденциальность;
- научная обоснованность;
- профессионализм.
В Инструкции установлено, что социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних обучающихся осуществляется во взаимодействии с их законными представителями и с учетом мнения несовершеннолетнего обучающегося. Оказание психологической помощи обучающимся осуществляется в порядке, установленном Законом об оказании психологической помощи.
Так, согласно ст. 15 Закона о психологической помощи психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних (за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно) и лиц, признанных недееспособными, о психологических проблемах несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, при которых существует вероятность совершения ими суицидальных действий. Предоставление такой информации не является разглашением профессиональной тайны. Психологи обязаны предоставлять в соответствующие госорганы, иные государственные организации информацию, составляющую профессиональную тайну, без согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя и без письменного запроса:
- при осуществлении деятельности по признанию несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;
- при проведении индивидуальной профилактической работы, комплексной реабилитации в соответствии с законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- в иных случаях, установленных законодательными актами.
В свою очередь, ст. 18 Закона о психологической помощи определено, в частности, что психологическая помощь гражданину оказывается с его согласия, а несовершеннолетним в возрасте до 14 лет – также с согласия одного из законных представителей. В то же время установлено, что при оказании психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до 14 лет согласия законных представителей не требуется:
- при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;
- при осуществлении деятельности по признанию, а также в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;
- при проведении индивидуальной профилактической работы, комплексной реабилитации в соответствии с законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования и организациях здравоохранения;
- несовершеннолетним, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- несовершеннолетним, находящимся в специальных лечебно-воспитательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно.
В соответствии с п. 8 Инструкции деятельность по оказанию психологической помощи должна осуществляться педагогом-психологом в отдельном рабочем кабинете. Объем, формы, продолжительность социально-педагогической поддержки и психологической помощи определяются специалистами с учетом возраста обучающихся, характера проблем, анализа и перспектив их решения. Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи может носить индивидуальный и (или) групповой характер.
Согласно п. 11 Инструкции специалисты в пределах своей компетенции имеют право:
- определять актуальные направления, задачи и объем осуществляемой деятельности;
- выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом конкретных условий, потенциала учреждения образования, особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей;
- инициировать направление в установленном порядке запросов и ходатайств учреждения образования в целях получения необходимой информации для обеспечения социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи обучающимся;
- посещать уроки, занятия, иные образовательные мероприятия;
- вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, педагогических работников предложения и рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса.
В соответствии с п. 12 Инструкции специалисты обеспечивают:
- рассмотрение вопросов и принятие решений в пределах компетенции и должностной инструкции;
- повышение своего профессионального уровня, прохождение аттестации;
- ведение документации по направлениям профессиональной деятельности в соответствии с актами законодательства.
Информация об организации и содержании деятельности специалистов должна быть размещена на информационных стендах учреждения образования, на официальном сайте учреждения образования в глобальной компьютерной сети Интернет.
Пунктом 14 Инструкции определено, что документация специалистов включает:
- планы работы на полугодие (учебную четверть);
- графики работы; социально-педагогическую характеристику учреждения образования;
- материалы по организации социально-педагогической поддержки обучающихся и оказанию им психологической помощи;
- отчеты о работе специалистов за год;
- журнал учета консультаций педагога-психолога;
- журнал учета консультаций педагога социального;
- номенклатуру дел.
Установлено, что специалисты работают во взаимодействии по принципу интеграции работы по социально-педагогической поддержке обучающихся и оказанию им психологической помощи. Общее руководство деятельностью специалистов осуществляет руководитель учреждения образования либо заместитель руководителя, руководитель структурного подразделения учреждения образования, курирующие данное направление работы. По решению учредителя либо уполномоченного им органа в учреждении образования может быть создана социально-педагогическая и психологическая служба, в состав которой могут входить специалисты, иные педагогические работники. Положение о социально-педагогической и психологической службе утверждается руководителем учреждения образования.