Об обязанностях родителей по содержанию детей
В силу требований ст. 32 Конституции Республики Беларусь родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.
Указанные конституционные положения нашли свое закрепление и дальнейшее развитие в нормах отраслевого законодательства, прежде всего — Законе Республики Беларусь «О правах ребенка», Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС).
Так, согласно ст. 65 КоБС семья обязана содействовать реализации прав и законных интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту. За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей, установленными КоБС и другими актами законодательства Республики Беларусь. Именно семья является естественной средой ребенка, а воспитание детей в семье охраняется и поощряется государством.
Брачный договор — дополнительная гарантия детям
Дополнительной гарантией обеспечения прав и соблюдения интересов детей может служить заключенный между их родителями брачный договор[1]. В таком договоре могут быть определены соглашения родителей:
- о формах, методах и средствах воспитания детей;
- о месте проживания детей;
- о размере алиментов;
- о порядке общения с детьми отдельно проживающего родителя;
- другие вопросы содержания и воспитания детей в случае расторжения брака.
Положения брачного договора о детях могут определять права и обязанности родителей в отношении детей, причем как уже имеющихся, так и будущих. Главное, чтобы положения договора не противоречили законодательству о браке и семье и не создавали дополнительных обязанностей для детей. Так, применительно к определению форм, методов и средств воспитания детей супруги в брачном договоре могут установить какие-то общие правила (например, обеспечение ребенку только светского образования) либо даже конкретные условия получения детьми такого образования (например, общее среднее образование — в гимназии с углубленным изучением иностранных языков).
На случай расторжения брака супруги могут определить в брачном договоре место проживания детей, порядок общения с детьми отдельно проживающего родителя, порядок и формы его участия в воспитании детей, другие вопросы содержания и воспитания, в частности размер алиментов. Например, согласно ч. 2 ст. 74 КоБС место жительства ребенка в случае отдельного проживания родителей вследствие расторжения брака или по другим причинам определяется по обоюдному согласию родителей. В брачном договоре родители могут определить, что в случае расторжения брака в интересах ребенка для получения им надлежащего образования он будет проживать с родителем по месту нахождения школы. Равным образом, определяя порядок и формы участия отдельно проживающего родителя в воспитании детей, родители могут определить конкретно, как часто будет происходить общение такого родителя с детьми (количество встреч в месяц, в неделю, по выходным дням) и в течение какого времени (на период отпуска, сутки, полдня, несколько часов и т.д.).
Поскольку на стадии расторжения брака отношения между супругами в большинстве случаев, как говорится, оставляют желать лучшего, в юридической литературе небезосновательно утверждается, что супругам проще прийти к взаимопониманию при решении вопросов о детях еще на стадии заключения брачного договора.
Соглашение о детях
При отсутствии брачного договора, а также если в нем оговорены не все права и обязанности супругов в отношении детей на случай расторжения брака, в соответствии с ч. 1 ст. 38 КоБС в целях обеспечения прав и законных интересов своих несовершеннолетних детей супруги при расторжении брака могут заключить между собой Соглашение о детяхв порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее — ГПК) для заключения мировых соглашений. Соглашение о детях заключается супругами в письменной форме как до судебного разбирательства, так и в процессе рассмотрения иска о расторжении брака, и представляется на рассмотрение суда.
В Соглашении о детях родители определяют место проживания детей, размер алиментов на них, порядок общения с детьми отдельно проживающего родителя и другие условия жизни и воспитания детей в соответствии с их правами, закрепленными КоБС и иными актами законодательства Республики Беларусь (ч. 2 ст. 38 КоБС).
Соглашение о детях, заключенное в порядке ст. 38 КоБС, так же, как и условия о детях в брачном договоре, должно отвечать интересам детей. Оно не может ограничивать права детей (на воспитание, получение содержания и др.). Родители, например, могут условиться о большем размере алиментов на детей, подлежащих выплате по условиям соглашения, чем это предусмотрено законодательством, либо о продлении срока выплаты алиментов по сравнению с общеустановленным. Такие условия будут являться правомерными.
В Соглашении о детях, как и в брачном договоре, супруги определяют, с кем из них после расторжения брака останутся проживать дети, порядок общения отдельно проживающего родителя с детьми, другие условия жизни и воспитания детей в соответствии с их правами, решается также вопрос и об участии родителей в содержании детей. Соглашение о детях должно соответствовать интересам детей и не может ограничивать их права, в том числе на получение содержания от родителей. В частности, не допускается отказ от взыскания или уплаты алиментов или их предоставление в размере меньшем, чем установлено ч. 1 ст. 92 КоБС. А вот положения об уплате алиментов на детей в размере большем, чем установлено законом, или продлении срока уплаты (например, до окончания высшего учебного заведения) будут признаны правомерными.
Поскольку порядок заключения Соглашения о детях в порядке ст. 38 КоБС установлен тот же, что и для мировых соглашений, здесь должны применяться соответствующие правила и процедуры. Так, в случае нарушения соглашения о детях оно подлежит исполнению в порядке, определяемом ГПК. Это значит, что лицо, права которого оказались нарушенными, вправе обратиться в суд с требованием о выдаче исполнительного листа в целях принудительного исполнения соглашения о детях в установленном порядке.
Алименты
В соответствии со ст. 91 КоБС родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним и нуждающимся в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, средства на их содержание (алименты) взыскиваются в судебном порядке.
Семейное законодательство устанавливает безусловную обязанность родителей по предоставлению содержания своим несовершеннолетним детям. Исполнение указанной обязанности не зависит от материального положения, состояния здоровья, имущественного положения ребенка. Не имеет значения и раздельное проживание обязанного родителя и ребенка. Исполнение алиментной обязанности прекращается по достижении ребенком совершеннолетия (ст. 115 КоБС) либо возраста, указанного в брачном договоре или соглашении о детях (например, 20, 23 года).
Обязанность по содержанию родителями детей базируется на принципе равенства прав и обязанностей родителей, поэтому алиментные платежи могут взыскиваться как с отца, так и с матери. Заметим также, что взыскание алиментов может иметь место независимо от того, расторгнут ли брак. Практика, к сожалению, изобилует случаями, когда, находясь в браке, один из родителей уклоняется от содержания ребенка. В таком случае возможно взыскание с него алиментов в судебном порядке.
Алименты на несовершеннолетних детей могут взыскиваться либо в виде ежемесячных выплат в процентном отношении к заработку (доходу) плательщика (ст. 92 КоБС), либо в виде ежемесячных выплат в твердой денежной сумме или сумме, соответствующей определенному количеству базовых величин (ст. 94 КоБС).
Несколько другое положение складывается в отношении совершеннолетних детей. По общему правилу, такие дети права на получение содержания от родителей (в том числе алиментов) не имеют. Обязанность по материальной поддержке совершеннолетних детей со стороны родителей основывается прежде всего на морально-этических нормах. Вместе с тем из приведенного правила имеются исключения. Так, в силу требований ст. 91 КоБС право на получение содержания от родителей имеют совершеннолетние дети, являющиеся нетрудоспособными. При этом признаются нуждающимися в помощи только нетрудоспособные, у которых нет достаточных средств к существованию. Нетрудоспособными признаются граждане, являющиеся инвалидами I и II групп. Инвалиды III группы могут быть признаны судом нетрудоспособными, если они не могут получить работу в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Следовательно, вопрос о взыскании с родителей алиментов в пользу совершеннолетнего ребенка, признанного инвалидом III группы, решается в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств. Право на получение содержания от родителей совершеннолетние нетрудоспособные дети имеют независимо от причин инвалидности, а также времени ее наступления.
Частью 5 ст. 91 КоБС установлено, что получение нетрудоспособными совершеннолетними детьми пенсии, стипендии или пособия, а также наличие у них имущества, не приносящего дохода, не лишает их права на получение содержания от родителей, если имеющихся средств недостаточно для удовлетворения необходимых потребностей.
Безусловно, если родители отказывают в помощи своим совершеннолетним нетрудоспособным детям, последние вправе обратиться в суд за взысканием алиментов. Именно суд определяет наличие или отсутствие нуждаемости и определяет размер алиментов. При установлении нуждаемости суд принимает во внимание не только необходимость удовлетворения потребности в пище, одежде, жилье, лечении, но и необходимость, например, постороннего ухода, дополнительного питания, санаторно-курортного лечения и т.п.
Соглашение об уплате алиментов
В 2008 году законодательство об алиментных отношениях претерпело ряд изменений, обусловленных тем, что у родителей появилась возможность заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей (далее — Соглашение об уплате алиментов, Соглашение). При этом в ч. 7 ст. 91 КоБС установлено, что Соглашение об уплате алиментов не может быть заключено, если алименты уплачиваются в соответствии с заключенными в установленном законодательством порядке брачным договором или соглашением о детях, а также вынесенным судебным постановлением, в которых разрешены вопросы об уплате алиментов на несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей.
В целом же, Соглашению об уплате алиментов посвящена новая гл. 11‑1 КоБС (ст. 103‑1– 03-7). Нормами указанной главы регламентируются порядок заключения, исполнения, изменения, расторжения и признания недействительным Соглашения об уплате алиментов, определения размера, способа, порядка уплаты и индексации алиментов, уплачиваемых в твердой денежной сумме.
Соглашение об уплате алиментов (размере, способах и порядке их уплаты) заключается не между родителями, а между родителем, обязанным уплачивать алименты, и лицом, получающим алименты. При недееспособности родителя, обязанного уплачивать алименты, и (или) лица, получающего алименты, Соглашение об уплате алиментов от их имени заключается их законными представителями (ч. 1 ст. 103‑1 КоБС).
Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение установленной законом формы Соглашения об уплате алиментов влечет за собой последствия, предусмотренные п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК). Это значит, что такое Соглашение считается ничтожным. Недействительная сделка согласно ст. 168 ГК не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Однако если из содержания сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.
Поскольку Соглашение об уплате алиментов в соответствии с ч. 3 ст. 130‑2 КоБС является актом, подлежащим исполнению в порядке, определенном ГПК, это значит, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения его условий одной из сторон другая сторона вправе обратиться в суд за выдачей исполнительного листа в целях принудительного исполнения.
Поскольку Соглашение об уплате алиментов является сделкой, к его заключению, исполнению, изменению, расторжению и признанию недействительным применяются нормы ГК, регулирующие заключение, исполнение, изменение, расторжение и признание недействительными гражданско-правовых сделок, если иное не предусмотрено КоБС.
Соглашение об уплате алиментов может быть изменено или расторгнуто в любое время по соглашению сторон (ч. 2 ст. 103‑3 КоБС). Изменение или расторжение Соглашения должны быть произведены в той же форме, что и само Соглашение. Односторонний отказ от исполнения Соглашения об уплате алиментов или одностороннее изменение его условий не допускаются (ч. 4 ст. 103‑3 КоБС). Приведенная норма носит императивный характер, поэтому она не может быть изменена (устранена), даже если стороны достигнут соответствующей договоренности о допустимости одностороннего отказа.
Соглашение об уплате алиментов заключается, как правило, с расчетом его действия на длительный срок, поэтому нельзя исключать ситуации, когда имущественное и иное состояние сторон Соглашения об уплате алиментов может радикально поменяться. На решение этих и других вопросов направлены нормы ч. 5 ст. 103‑3 КоБС, согласно которой при существенном изменении материального или семейного положения сторон и недостижении соглашения об изменении или о расторжении Соглашения об уплате алиментов в установленном гражданским законодательством порядке заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с иском об изменении или о расторжении этого соглашения. При решении вопроса об изменении или о расторжении Соглашения об уплате алиментов суд вправе учесть любой заслуживающий внимания интерес сторон.
Если предусмотренные Соглашением об уплате алиментов условия предоставления содержания несовершеннолетнему ребенку и (или) нуждающемуся в помощи нетрудоспособному совершеннолетнему ребенку существенно нарушают их права и законные интересы на момент заключения этого соглашения, в том числе в случае несоблюдения требований ст. 103‑5 КоБС, такое соглашение может быть признано недействительным в судебном порядке по требованию законного представителя несовершеннолетнего ребенка, несовершеннолетнего ребенка, достигшего 14 лет, нуждающегося в помощи нетрудоспособного совершеннолетнего ребенка или его законного представителя, а также органа опеки и попечительства или прокурора. При отсутствии у несовершеннолетнего ребенка в возрасте от 14 до 18 лет законного представителя дело о признании Соглашения об уплате алиментов недействительным рассматривается с обязательным участием органа опеки и попечительства и прокурора (ст. 103‑4 КоБС).
Отметим, что ст. 103‑5 КоБС, на которую сделана ссылка, касается размера алиментов на несовершеннолетних детей, уплачиваемых по Соглашению об уплате алиментов. В соответствии с данной статьей размер алиментов на несовершеннолетних детей, определенный сторонами в Соглашении об уплате алиментов, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке. Это значит, что размер алиментов, выплачиваемых на несовершеннолетних детей, не может быть ниже предусмотренного ч. 1 ст. 92 КоБС:
- на одного ребенка — 25%;
- на двух детей — 33%;
- на трех и более детей — 50% заработка и (или) иного дохода родителей в месяц.
При этом для трудоспособных родителей минимальный размер алиментов в месяц должен составлять не менее 50% на одного ребенка, 75% — на двух детей, 100% —на трех и более детей бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Если Соглашением установлен размер алиментов ниже предусмотренного законом, такое Соглашение признается недействительным по правилам ст. 103‑4 КоБС. Максимальный размер алиментов, подлежащих уплате в соответствии с условиями, установленными в указанном Соглашении, не ограничен.
Способы и порядок уплаты алиментов по Соглашению определяются этим документом. Так, в ч. 2 ст. 103‑6 КоБС определено, что алименты в соответствии с Соглашением могут уплачиваться:
- в процентном отношении к заработку и (или) иному доходу родителя, обязанного уплачивать алименты;
- в твердой денежной сумме, уплачиваемой периодически;
- в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно;
- путем передачи имущества в собственность ребенка.
Может быть предусмотрено сочетание разных способов уплаты (например, передача имущества в собственность ребенка и единовременная выплата какой-то денежной суммы).
Следует только иметь в виду, что если Соглашением об уплате алиментов предусмотрена передача недвижимого имущества в собственность ребенка, то такое Соглашение об уплате алиментов подлежит не только нотариальному удостоверению, но и государственной регистрации, так как в этом случае Соглашение об уплате алиментов является основанием для государственной регистрации перехода права собственности на это недвижимое имущество.
Безусловно, интересам несовершеннолетнего ребенка более отвечают регулярные периодические выплаты, тогда как одномоментная передача имущества (например, квартиры, жилого дома) как способ исполнения алиментных обязательств может как раз отвечать интересам совершеннолетнего нетрудоспособного ребенка, нуждающегося в жилье.
Алименты, уплачиваемые в твердой денежной сумме, подлежат обязательной индексации. Способ индексации может быть оговорен сторонами сделки непосредственно в самом Соглашении об уплате алиментов в зависимости от разных факторов (индекса потребительских цен, роста бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и т.п.). Если в Соглашении не предусматривается порядок индексации, она производится в соответствии со ст. 113 КоБС, то есть пропорционально увеличению установленной законодательством Республики Беларусь базовой величины.
[1] Более подробно см.: Жегалик, Е. Брачный договор — закон для двоих / Е. Жегалик // Личный юрист. —2010. — № 2.