Лечебно-трудовой профилакторий как правовое решение проблемы алкоголизма

Автор: Елена КЕДАЛЬ, юрист.

Живущий в семье алкоголик становится проблемой не только для родных и близких — он создает множество неудобств и окружающим людям. Зачастую кодирование либо иные методы воздействия на сознание алкоголика не приносят ожидаемых результатов. Когда не остается сил и желания терпеть ежедневные скандалы, следует направить больного алкоголизмом в специализированное учреждение, где ему помогут вернуться к нормальной жизни.

 

Новый закон — новый порядок 

Несмотря на то, что в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях недавно были внесены изменения, запрещающие распитие пива в общественных местах, вечерних «совещаний» на стадионах и под подъездами меньше не стало. И уж точно введенная санкция не действует на сознание лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, для которых очередной штраф или арест абсолютно ничего не значат. Какие меры воздействия в данном случае могут дать результат?

Год назад вступил в силу Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее — Закон). Из анализа его содержания следует вывод об ужесточении позиций законодателя по отношению к данной категории лиц. Действовавшее ранее Положение о лечебно-трудовых профилакториях для хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц, утвержденное постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 21.06.1991 № 888-XII, не устанавливало четкого порядка направления в лечебно-трудовой профилакторий (далее — ЛТП). Такой порядок был описан в специальных методических рекомендациях и предусматривал направление в ЛТП судом лица, страдающего алкогольной зависимостью, в случае совершения им не менее 7 административных правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

Закон дает следующие основные понятия и определения:

  • граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, — граждане, которым по результатам медицинского освидетельствования установлены соответственно диагнозы хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания;
  • гражданский персонал ЛТП — граждане, занимающие штатные должности в ЛТП и не имеющие специальных званий, за исключением технического и обслуживающего персонала ЛТП;
  • лечебно-трудовой профилакторий — организация, входящая в систему органов внутренних дел Республики Беларусь (далее — органы внутренних дел), создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
  • медико-социальная реадаптация — мера ограничительного характера, осуществляемая в соответствии с Законом, Правилами внутреннего распорядка лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь и другими актами законодательства Республики Беларусь в отношении граждан, находящихся в ЛТП, направленная на преодоление ими алкогольной, наркотической или токсической зависимости, формирование у них готовности к адаптации в обществе;
  • принудительная изоляция — мера ограничительного характера, осуществляемая в отношении граждан, находящихся в ЛТП, в соответствии с Законом, Правилами внутреннего распорядка ЛТП и другими актами законодательства Республики Беларусь;
  • сотрудники ЛТП — сотрудники органов внутренних дел, занимающие штатные должности в ЛТП. 

 

Направление в ЛТП

 Для того чтобы появились основания для направления в ЛТП, необходимо иметь сведения о том, что гражданин, больной хроническим алкоголизмом (диагноз ставит местный врач-нарколог), в течение года 3 раза и более  привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, был предупрежден лично под роспись о возможности направления его в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекался к административной ответственности опять же за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения (достаточно одного проступка).

Что же касается лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, они подлежат направлению в ЛТП в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков. Под систематическим нарушением в данном случае понимается нарушение дисциплины не менее 3 раз в течение года.

Не в каждом жизненном случае можно прибегнуть к такой мере воздействия на алкоголика, как ЛТП. Так, к лицам, не подлежащим направлению в ЛТП, согласно Закону относятся:

  • граждане, не достигшие возраста 18 лет;
  • мужчины старше 60 лет;
  • женщины старше 55 лет;
  • беременные женщины;
  • женщины, воспитывающие детей в возрасте до 1 года;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их нахождению в ЛТП. К данным заболеваниям согласно специально установленному перечню относятся рак и другие злокачественные заболевания, шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, органические психотические расстройства, умственная отсталость (кроме легкой), деменции, расстройства личности вследствие эпилепсии и др.

В отношении граждан, подлежащих направлению в ЛТП, проводится медицинское освидетельствование, призванное установить наличие либо отсутствие у такого гражданина заболевания хроническим алкоголизмом и наличия заболевания, препятствующего его нахождению в ЛТП. Медицинское освидетельствование проводится по постановлению начальника местного органа внутренних дел (по месту жительства лица) или его заместителя.

Если медицинское заключение содержит сведения об отсутствии у гражданина заболеваний, препятствующих нахождению в ЛТП, и сведения о наличии у него заболевания хроническим алкоголизмом, начальник ОВД или его заместитель в течение 10 дней после получения заключения выносит предупреждение о возможности направления данного лица в ЛТП в случае допущения им хотя бы одного правонарушения. Данное предупреждение объявляется гражданину с вручением ему копии и с одновременным составлением протокола. Если гражданин допускает после предупреждения правонарушение, начальник ОВД или его заместитель направляют в суд заявление о направлении данного гражданина в ЛТП.

Встречаются случаи, когда до направления в ЛТП гражданин представляет справку о том, что прошел сеанс кодирования, то есть методики воздействия на подсознание, подавляющей влечение к спиртному. К слову, такую профессиональную помощь зачастую можно получить только после обязательной консультации с врачом-наркологом, на которой пациент информируется о возможных последствиях и дает информированное согласие на лечение. При использовании данного метода также имеется ряд противопоказаний (алкогольный абстинентный синдром, некоторые виды черепно-мозговых травм, некоторые психические расстройства, возраст свыше 60 лет и др.). Однако будет необоснованным считать, что предоставление справки о кодировании позволяет избежать направления в ЛТП. Данная справка может являться лишь основанием для повторного проведения экспертизы, на которой будет решаться все тот же вопрос: страдает ли лицо алкогольной зависимостью? Иногда при повторном исследовании выясняется, что гражданин все еще подлежит направлению в ЛТП.

 

Порядок нахождения в ЛТП

 Гражданин может содержаться в ЛТП 12 месяцев. Но данный срок могут продлить по решению суда на срок до 6 месяцев в случае нарушения условий нахождения в ЛТП (например, отсутствие лица без уважительных причин в ЛТП свыше одних суток, несвоевременное возвращение его из социального отпуска по неуважительным причинам и др.)

Граждане, содержащиеся в ЛТП, размещаются в общежитиях (лица мужского и женского пола размещаются отдельно). Им предоставляется индивидуальное спальное место, место для хранения средств личной гигиены, письменных принадлежностей, одежды, продуктов питания. Они обеспечиваются 3-разовым горячим питанием, средствами личной гигиены (данные нормы устанавливаются Правительством). Конкретный распорядок дня устанавливается администрацией ЛТП. Он в обязательном порядке должен предусматривать 8-часовой сон, время, предназначенное для личной гигиены, время приема пищи, рабочее время, время дежурства, время, предназначенное для медико-социальной реадаптации, личное время, время, предназначенное для осуществления проверок наличия граждан, находящихся в ЛТП.

Среди прав граждан, содержащихся в ЛТП, можно выделить следующие:

  • право на обеспечение их безопасности;
  • право на гуманное обращение и уважение их человеческого достоинства;
  • право на обеспечение лекарственными средствами;
  • право на свидания, переписку, телефонные разговоры и др.

Граждане, находящиеся в ЛТП, с учетом их возраста, трудоспособности, состояния здоровья, специальности, квалификации трудоустраиваются в самих ЛТП, на республиканских унитарных предприятиях и иных организациях, подчиненных Департаменту исполнения наказаний МВД Республики Беларусь. Граждане имеют заработную плату, начисляемую на их лицевые счета, а также право на трудовой и социальный отпуска. Из заработной платы производятся удержания стоимости питания, одежды, обуви, коммунально-бытовых услуг, а также иные удержания, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь. Независимо от этого на лицевой счет гражданина, содержащегося в ЛТП, перечисляется не менее 25% начисленной зарплаты.

 Конечно, заведения, о которых мы рассказали в настоящей статье, не решат полностью проблему алкоголизма. К сожалению, даже после лечения в ЛТП многие возвращаются туда снова и снова. Тем не менее, как мы уже говорили вначале, именно ЛТП в некоторых случаях является единственным средством воздействия на алкоголика и достаточно эффективным способом временной изоляции его от измученного им же общества.

 

"Личный юрист", № 1/2011

О внесении изменений и дополнений в изложенный порядок см. здесь.