Юридическая сила нормативных правовых актов

Автор: Ирина РУЗОВА, главный советник отдела конституционного права управления конституционного и международного права НЦЗПИ Республики Беларусь, журнал Юридический мир № 6/2019 - .

Понятие юридической силы нормативного правового акта (далее — НПА) закреплено в п. 18 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон). Под юридической силой НПА понимается его характеристика, определяющая обязательность применения НПА к соответствующим общественным отношениям, а также его место в иерархии НПА.

 

Свойства юридической силы НПА

Юридическая сила НПА обладает следующими свойствами:

  • указывает на место акта, которое он занимает в системе НПА;
  • выражает соотношение одного вида НПА с другими видами;
  • зависит от статуса государственного органа (должностного лица), которым был принят (издан) НПА, и объема его полномочий.

 

Система НПА

Система НПА выглядит следующим образом (п. 2 ст. 3 Закона):

Конституция Республики Беларусь
решения, принятые республиканским референдумом
законы
декреты, указы Президента
постановления Совета Министров
постановления палат Парламента, НПА Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, НПА нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту
НПА министерств, иных республиканских органов государственного управления
решения, принятые местным референдумом, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов
НПА иных нормотворческих органов (должностных лиц)
технические НПА

Следует знать, что локальные акты не входят в состав законодательства и, соответственно, не являются актами законодательства (п. 1 ст. 2 Закона).

НПА, входящие в представленную систему, составляют законодательство Республики Беларусь (п. 1 ст. 3 Закона). Условно их можно разделить на 3 категории:

1. Законодательные акты (п. 5. ст. 2 Закона):

  • Конституция Республики Беларусь (далее — Конституция);
  • законы (кодексы);
  • декреты, указы Президента.

2. Подзаконные акты:

  • распоряжения Президента;
  • постановления Совета Министров;
  • постановления палат Парламента;
  • постановления Пленума Верховного Суда;
  • постановления Генеральной прокуратуры и приказы Генерального прокурора;
  • постановления нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту;
  • постановления министерств, иных республиканских органов государственного управления;
  • решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов;
  • НПА иных нормотворческих органов (должностных лиц).

3. Технические НПА:

  • в области технического нормирования и стандартизации (п. 1 ст. 26 Закона);
  • не относящиеся к области технического нормирования и стандартизации (п. 2 ст. 26 Закона).

НПА принимаются (издаются) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции, установленной Конституцией и иными актами законодательства. Структурные подразделения государственных органов (организаций) (их руководители) не вправе принимать (издавать) НПА, если иное не предусмотрено законодательными актами (п. 3, 4 ст. 3 Закона).

 

Соотношение (иерархия) НПА

 

Конституция Обладает высшей юридической силой. В случае расхождения любого НПА с Конституцией действует Конституция
Кодексы Имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам
Декреты и указы Президента Имеют верховенство над законами, если такие декреты и указы изданы на основе Конституции и в соответствии с ней
Законы Имеют верховенство над декретами и указами Президента в случаях, когда полномочия на издание декрета или указа Президента были предоставлены законом
Постановления палат Парламента, Совета Министров, Пленума Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, приказы Генерального прокурора, иные НПА Имеют меньшую юридическую силу по отношению к законам, декретам и указам Президента
Постановления Совета Министров Имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям министерств, иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров, решениям местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов
Постановления министерств, иных республиканских органов государственного управления Имеют большую юридическую силу по отношению к решениям местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов
Утвержденные НПА Имеют юридическую силу НПА, которыми они утверждены
НПА вышестоящего нормотворческого органа (должностного лица) Имеют большую юридическую силу по отношению к НПА нижестоящего нормотворческого органа (должностного лица), если иное не предусмотрено законодательными актами
Совместные НПА Имеют юридическую силу НПА нормотворческого органа (должностного лица), который указан первым в числе принявших такой акт
Новые НПА, в том числе временные Имеют большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по этому же вопросу НПА этого же нормотворческого органа (должностного лица)
НПА, в том числе временные, принятые (изданные) нормотворческим органом (должностным лицом) Имеют большую юридическую силу по отношению к НПА другого нормотворческого органа (должностного лица) одного уровня, если нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавшее) такой акт, специально уполномочен на правовое регулирование определенной сферы общественных отношений

В заключение также стоит отметить, что локальные акты вышестоящего нормотворческого органа (должностного лица) имеют большую юридическую силу по отношению к локальным актам нижестоящего нормотворческого органа (должностного лица).