Разрешение споров третейским судом: новое в правовом регулировании
В нашей стране появился долгожданный нормативный акт — Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 301-З «О третейских судах» (далее — Закон). Им определяются порядок создания (образования) и деятельности третейских судов, правила третейского разбирательства, требования к третейскому соглашению, заключаемому сторонами спора и многие другие важные моменты.
Положения Закона не распространяются на правоотношения, возникшие до вступления его в силу. Закон также не распространяется на международные арбитражные (третейские) суды, которые руководствуются в своей деятельности Законом Республики Беларусь от 09.07.1999 № 279-З «О международном арбитражном (третейском) суде». Названные суды рассматривают гражданско-правовые споры, возникающие при осуществлении внешнеторговых сделок, между сторонами, если местонахождение или местожительство хотя бы одной из них находится за пределами Республики Беларусь.
Отметим также, что сохраняет свое действие Положение о третейском суде, которое давно существует как Приложение 3 к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь (далее — ГПК). Согласно п. 1 этого Положения граждане, а также граждане и юридические лица могут передать любой возникший между ними гражданско-правовой спор на рассмотрение третейского суда. Разбирательство в таком суде ведется по упрощенным правилам и на безвозмездной основе, требования к судьям минимальны. Из этого следует, что такое разбирательство применимо при рассмотрении несложных гражданско-правовых споров.
В Законе предусмотрены специфические черты третейского суда и его деятельности по разрешению споров, о которых пойдет речь ниже.
Особенности третейского разбирательства
В соответствии со ст. 1 Закона третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров между физическими и (или) юридическими лицами. Третейские суды являются негосударственными независимыми органами защиты имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов физических и (или) юридических лиц в сфере гражданско-правовых отношений. Они не подменяют государственные суды (общие и хозяйственные), а действуют параллельно с ними.
Основная цель третейских судов — разрешение споров, возникающих из гражданско-правовых (хозяйственных) договоров. Однако они могут рассматривать и иные гражданско-правовые споры между физическими и (или) юридическими лицами. К компетенции третейских судов относятся любые споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение, за исключением:
- споров, стороной которых является юридически заинтересованная сторона (юридическое лицо, учредившее третейский суд или создавшее его в качестве своего обособленного подразделения);
- споров, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения;
- споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в силу того, что подведомственны государственным или иным судам нашей страны или зарубежного государства.
К особенностям третейского разбирательства относится то, что деятельность третейского суда основана на принципах:
- обязательности решений третейского суда, означающей, что стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решения третейского суда;
- окончательности решений третейского суда, означающей, что они не могут быть обжалованы в рамках третейского разбирательства;
- конфиденциальности, означающей, что участники третейского разбирательства не вправе без согласия сторон разглашать сведения, ставшие им известными в ходе третейского разбирательства;
- автономии воли сторон, означающей, что стороны спора по предварительному согласованию между собой имеют право самостоятельно решать вопросы, касающиеся порядка третейского разбирательства по возникшему спору.
Третейские суды могут выступать в виде постоянно действующего третейского суда либо в виде третейского суда, образуемого по соглашению сторон спора для разрешения конкретного спора.
Постоянно действующий третейский суд
Постоянно действующий третейский суд создается в форме некоммерческой организации либо обособленного подразделения (подразделения) юридического лица. При этом республиканские и местные государственные органы не могут образовывать третейские суды.
Постоянно действующие третейские суды — некоммерческие организации подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Беларусь (далее — Минюст), а обособленные подразделения юридического лица — постановке на учет в главном управлении юстиции облисполкома (Мингорисполкома).
Постоянно действующие суды в форме некоммерческих организаций планируется создать в каждом областном центре республики. В районных центрах их пока не будет. Однако такие суды будут создаваться не только по территориальному, но и по ведомственному признаку. В частности, признается целесообразным создание специализированных третейских судов, которые смогут разрешать споры между предприятиями, относящимися к определенной отрасли экономики.
Состав постоянно действующего третейского суда для разрешения спора формируется в соответствии с его регламентом. Количество судей должно быть нечетным. Персональный состав суда может определяться сторонами спора, а при отсутствии такой договоренности — председателем постоянно действующего третейского суда.
Третейский суд для разрешения конкретного спора
Третейский суд для разрешения конкретного спора образуется сторонами на основании заключенного ими третейского соглашения и прекращает свою деятельность с окончанием разбирательства по этому спору.
Физическое лицо, избранное третейским судьей, для надлежащего исполнения своих обязанностей обязано направить в Минюст письменное уведомление о создании третейского суда для разрешения конкретного спора не позднее 3 дней до начала третейского разбирательства. В уведомлении указываются сведения о таком лице, заключенном третейском соглашении, времени и месте третейского разбирательства.
Третейский суд для разрешения конкретного спора может быть образован сторонами из нескольких третейских судей. В любом случае их количество должно быть нечетным. В составе суда избирается председатель, который обязан направить в Минюст письменное уведомление, включающее в себя также сведения о каждом из судей.
В случае несоблюдения требований о письменном уведомлении решения третейского суда для разрешения конкретного спора не имеют юридической силы и не подлежат исполнению.
Если в третейском соглашении не определено количество третейских судей, для разрешения спора избираются 3 третейских судьи. В этом случае стороны вправе договориться о том, что каждая из них избирает по одному судье, после чего оба судьи избирают третьего.
Требования к третейским судьям
Требования, предъявляемые к третейским судьям постоянно действующих третейских судов и третейских судов для разрешения конкретного спора, одинаковы. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.
Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 3 лет. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 3 лет должен иметь председатель состава третейского суда, а другие третейские судьи должны иметь любое высшее образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее 3 лет.
Третейским судьей не может быть физическое лицо, являющееся государственным служащим, в том числе осуществляющее полномочия судьи в суде. В ст. 13 Закона предусмотрены и иные ограничения. Третейским соглашением могут быть предусмотрены дополнительные требования к третейским судьям.
Третейское соглашение
Третейским соглашением называется соглашение сторон о передаче спора на разрешение постоянно действующего третейского суда или третейского суда для разрешения конкретного спора. Третейское соглашение заключается в письменной форме в виде самостоятельного соглашения о передаче на разрешение третейского суда всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть в будущем, или так называемой третейской оговорки — отдельного положения, содержащегося в договоре. Оно может быть заключено путем составления документа, подписанного сторонами, либо путем обмена сообщениями с использованием почтовой связи или иных видов связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон. Допускается возможность заключения третейского соглашения путем направления искового заявления, содержащего такое предложение, и получения положительного ответа на него от стороны-ответчика.
Третейское соглашение должно содержать положение о том, что все или отдельные споры, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения (например, из договора), подлежат разрешению в определенном третейском суде. Если это будет постоянно действующий третейский суд, то указывается его наименование. При этом, как правило, указывается, что третейское разбирательство в конкретном постоянно действующем третейском суде осуществляется в соответствии с правилами, установленными регламентом этого суда. Однако не возбраняется указывать сведения о количестве третейских судей, месте, языке третейского разбирательства и др.
Если спор будет рассматриваться в третейском суде для разрешения конкретного спора, то в третейском соглашении необходимо расписать порядок его образования и деятельности. В данном случае указываются сведения о третейском судье (судьях), порядке его (их) избрания (при этом может быть использован список третейских судей постоянно действующих третейских судов), количестве судей, месте, языке третейского разбирательства и иные сведения, предусмотренные Законом.
По соглашению сторон в третейское соглашение могут быть внесены изменения и (или) дополнения, либо оно может быть прекращено. Односторонний отказ от третейского соглашения не допускается.
Третейское соглашение признается недействительным при несоблюдении требований, предусмотренных Законом.
Третейское разбирательство
Третейское разбирательство — это процедура рассмотрения спора третейским судом и принятия по нему решения. Правила третейского разбирательства определяются Законом, регламентом постоянно действующего третейского суда или третейским соглашением, которые не должны противоречить Закону и иным актам законодательства.
Рассмотрение спора третейским судом осуществляется по правилам, аналогичным тем, на основании которых осуществляют правосудие общие и хозяйственные суды. Здесь также есть истец и ответчик, однако исключается участие в процессе третьих лиц. Истец подает исковое заявление, требования к которому предусмотрены в ст. 24 Закона. Кроме обычно указываемых сведений, в нем должны быть указаны дача подачи, сведения о заключенном третейском соглашении. Регламентом постоянно действующего третейского суда или третейским соглашением могут быть предусмотрены дополнительные требования к содержанию искового заявления.
В течение не более чем 7 дней третейский суд должен убедиться в наличии и действительности третейского соглашения, наличии у него компетенции на разрешение конкретного спора и вынести определение о возбуждении третейского разбирательства. В нем стороны извещаются о времени и месте третейского разбирательства, а ответчику предлагается представить письменный отзыв на исковое заявление.
Срок рассмотрения спора в третейском суде — не более 3 месяцев со дня возбуждения производства по делу. В третейском соглашении может быть предусмотрен более длительный срок, который не должен превышать 1 года.
Права и обязанности сторон третейского разбирательства предусмотрены в ст. 22 Закона. Полномочия представителей сторон должны быть оформлены с соблюдением требований, предусмотренных соответственно гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.
Третейский суд возвращает истцу исковое заявление, приложенные к нему документы и иные материалы в случаях, установленных в ст. 27 Закона. Порядок предъявления встречного иска и зачета встречных требований регулируется в ст. 29 Закона, назначения и проведения экспертизы — в ст. 34 Закона, ведения протокола и подачи замечаний на него — в ст. 35 Закона. Если стороны не договорились об ином, дело рассматривается в закрытом заседании третейского суда.
Законом предусмотрена возможность принятия мер по обеспечению иска (наложение ареста на имущество и (или) находящиеся в банке денежные средства, запрет на совершение определенных действий и др.). Для этого заинтересованная сторона обязана подать заявление (ходатайство) об обеспечении иска (встречного иска). Однако подается это заявление (ходатайство) не в третейский суд, а в общий или хозяйственный суд по месту третейского разбирательства или по месту нахождения имущества (ст. 30 Закона). К заявлению (ходатайству) об обеспечении иска прилагается определение третейского суда о возбуждении третейского разбирательства. Принятие мер по обеспечению иска, их отмена и другие связанные с этим вопросы рассматриваются общим судом в соответствии с нормами ГПК, а хозяйственным судом — в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений. Третейский суд обязан непосредственно исследовать все имеющиеся по делу письменные и иные доказательства. Доказательствами являются сведения, полученные в порядке, установленном соответственно гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.
По результатам третейского разбирательства третейский суд выносит мотивированное решение, которое вступает в законную силу в день его принятия. При коллегиальном разрешении спора решение принимается большинством голосов третейских судей. Если суд объявит только резолютивную часть решения, то текст решения должен быть направлен (передан) сторонам в течение 15 дней.
Расходы, связанные с третейским разбирательством
Третейское разбирательство не предусматривает уплаты государственной пошлины, сбора или тому подобных платежей. К расходам, связанным с третейским разбирательством, относятся:
- вознаграждение третейских судей;
- расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе связанные с оплатой проезда к месту третейского разбирательства, для осмотра и исследования вещественных доказательств на месте их нахождения;
- суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;
- расходы, понесенные свидетелями;
- расходы на оплату услуг представителей сторон;
- расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства;
- иные расходы, определяемые третейским судом.
Размер вознаграждения судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного судьями на третейское разбирательство, и иных обстоятельств, относящихся к делу. Учитывая, что согласно ст. 5 Закона деятельность третейских судей не является предпринимательской, размер вознаграждения не может определяться по принципам, действующим в предпринимательской сфере.
В постоянно действующем третейском суде размер вознаграждения судей определяется в соответствии со шкалой вознаграждений, предусмотренной его регламентом. В третейском суде для разрешения конкретного спора размер вознаграждения судей определяется третейским соглашением, а при отсутствии в нем такого положения — третейским судом для разрешения конкретного спора с учетом вышеперечисленных обстоятельств.
Расходы, связанные с третейским разбирательством, распределяются решением суда между сторонами пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям сторон, если третейским соглашением не определен иной порядок распределения указанных расходов. Расходы на оплату услуг представителя стороны, в пользу которой состоялось решение суда, а также иные расходы, связанные с третейским разбирательством, по решению суда могут быть возложены на другую сторону, если требование о возмещении понесенных расходов было заявлено в ходе третейского разбирательства и удовлетворено судом.
Обжалование третейского суда
Стороны третейского разбирательства вправе обжаловать решение третейского суда, вступившее в законную силу, путем подачи заявления об отмене решения третейского суда в общий или хозяйственный суд в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством. Заявление может быть подано в течение 3 месяцев со дня получения решения третейского суда.
В Законе предусмотрены так называемые формальные основания для обжалования и отмены решения третейского суда. К ним относятся следующие факты:
- третейское соглашение является недействительным в соответствии с Законом;
- одна из сторон не была надлежащим образом уведомлена о времени и месте третейского разбирательства либо по другим уважительным причинам не могла реализовать свои процессуальные права;
- решение вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением, или по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения;
- состав третейского суда или третейское разбирательство не соответствовали требованиям Закона, регламенту постоянно действующего третейского суда, третейскому соглашению;
- имеются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны одной из сторон;
- вступившим в законную силу приговором суда установлены заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие принятие незаконного или необоснованного решения третейского суда.
Как видно, решение третейского суда не может быть отменено по причинам, связанным с нарушением и (или) неправильным применением третейским судом норм материального и (или) процессуального права, неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и т.п.
Исполнение решения третейского суда
Решение третейского суда подлежит обязательному исполнению в порядке и срок, установленные этим решением. Если в решении третейского суда срок его исполнения не установлен, оно подлежит обязательному исполнению в течение 3 дней со дня вступления его в законную силу.
Решение третейского суда, не исполненное добровольно в установленный срок, подлежит принудительному исполнению. Заявление о выдаче исполнительного документа подается стороной, в пользу которой вынесено решение, в общий или хозяйственный суд по месту жительства или месту нахождения должника либо по месту нахождения имущества должника, если его место жительства или место нахождения неизвестны. Подача заявления о выдаче исполнительного документа и принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам, установленным соответственно ГПК или ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 50 Закона.
Заявление о выдаче исполнительного документа может быть подано в течение 6 месяцев со дня окончания срока добровольного исполнения решения третейского суда. Пропущенный срок подачи заявления о выдаче исполнительного документа может быть восстановлен судом в случае признания причин пропуска уважительными.
Заявление о выдаче исполнительного документа должно быть рассмотрено в течение 1 месяца со дня его поступления в суд.
Расходы, связанные с принудительным исполнением решения третейского суда, возлагаются на сторону, не исполнившую решение суда добровольно.
Закон вступил в силу 26 января 2012 г.