Профилактика правонарушений на новых основах (окончание)

Автор: Алексей ПАВЛОВСКИЙ, юрист.

Заканчивая обзор нового Закона Республики Беларусь от 04.01.2013 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее — Закон) пройдемся по его четвертой главе «Индивидуальная профилактика правонарушений», нормы которой, пожалуй, в большей степени касаются граждан.

См. начало.

В ст. 1 Закона определено, что индивидуальная профилактика правонарушений — это деятельность субъектов профилактики правонарушений по оказанию корректирующего воздействия на гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина и лицо без гражданства в целях недопущения совершения правонарушений, осуществляемая в соответствии с Законом и другими актами законодательства.

Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:

  • профилактическая беседа;
  • официальное предупреждение;
  • профилактический учет;
  • защитное предписание;
  • иные меры, предусмотренные законодательными актами.

 

Профилактическая беседа

Статьей 24 Закона установлено, что профилактическая беседа — это устное разъяснение гражданину общественной опасности подготовки и совершения правонарушений, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также убеждение гражданина в недопустимости их совершения. Профилактическая беседа проводится с гражданином:

  • освобожденным из исправительного учреждения, исправительного учреждения открытого типа, арестного дома и прибывшим к избранному месту жительства;
  • поведение которого в общественных местах, по месту жительства, работы, учебы либо образ жизни дают основание полагать о возможности совершения им правонарушения;
  • в случае, указанном в ч. 4 ст. 25 Закона (с гражданином, привлеченным к административной ответственности), при условии принятия решения о проведении профилактической беседы должностным лицом субъекта профилактики правонарушений, рассматривающего дело об административном правонарушении.

Порядок проведения профилактической беседы установлено ст. 25 Закона. Согласно ее положениям с гражданином, освобожденным из исправительного учреждения, исправительного учреждения открытого типа, арестного дома, профилактическая беседа проводится должностным лицом органа внутренних дел (ОВД) в течение 10 дней после прибытия этого гражданина к избранному месту жительства. Гражданин, освобожденный из исправительного учреждения, исправительного учреждения открытого типа, арестного дома и прибывший к избранному месту жительства, вызывается органом внутренних дел для проведения профилактической беседы в помещение ОВД. Вызов осуществляется в письменной форме. Профилактическая беседа с указанным гражданином может быть проведена по его месту жительства или месту пребывания, учебы, работы или в ином месте, определенном должностным лицом ОВД, если этот гражданин не явился по вызову.

Профилактическая беседа с гражданином, поведение которого в общественных местах, по месту жительства, работы, учебы либо образ жизни дают основание полагать о возможности совершения им правонарушения, проводится должностным лицом субъекта профилактики правонарушений. По решению должностного лица субъекта профилактики правонарушений, рассматривающего дело об административном правонарушении, с гражданином, привлеченным к административной ответственности, может проводиться профилактическая беседа. Гражданин, привлеченный к административной ответственности, вызывается для проведения профилактической беседы в помещение соответствующего субъекта профилактики правонарушений.

При проведении профилактической беседы должностное лицо субъекта профилактики правонарушений разъясняет гражданину его права и обязанности, о которых мы скажем чуть ниже. Продолжительность проведения профилактической беседы определяется должностным лицом субъекта профилактики правонарушений индивидуально, как правило, в пределах одного часа. Во время проведения профилактической беседы может осуществляться демонстрация наглядных материалов и видеосюжетов.

По решению должностного лица субъекта профилактики правонарушений о проведении профилактической беседы составляется протокол, который подписывается гражданином, с которым проведена профилактическая беседа, и должностным лицом, проводившим профилактическую беседу. В случае если гражданин, с которым проведена профилактическая беседа, отказался подписать протокол, должностное лицо, проводившее профилактическую беседу, делает об этом запись в протоколе.

 

Официальное предупреждение

Согласно ст. 26 Закона официальное предупреждение — это письменное разъяснение гражданину о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения повторности совершения им правонарушений. Официальное предупреждение выносится гражданину:

  • привлеченному повторно в течение года к административной ответственности за правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • привлеченному к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), совершенное по отношению к члену семьи;
  • привлеченному к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 17.4 КоАП;
  • в отношении которого принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу по основаниям, предусмотренным п. 4, 5 ч. 1 ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, либо об освобождении от уголовной ответственности в соответствии со ст. 88, 89 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) за совершение по отношению к члену семьи деяний, содержащих признаки преступления, предусмотренного ст. 140, 141, 143, 145, 146, 148–154, 166–1711, 183, 186, УК;
  • в отношении которого получены сведения о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления.

Официальное предупреждение может быть вынесено по решению руководителя органа пограничной службы или его заместителя гражданину, привлеченному к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 23.29 КоАП, а также привлеченному повторно в течение года к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 23.30–23.32, 23.55 КоАП, протокол о совершении которого составлен должностным лицом органа пограничной службы.

Суд, орган, ведущий административный процесс, орган уголовного преследования в 5-дневный срок направляют:

  • в органы внутренних дел — вступившие в законную силу постановления о наложении административного взыскания, постановления, определения суда, постановления органа уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу, либо об освобождении от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных абз. 2–5 ч. 2 ст. 26 Закона;
  • в органы государственной безопасности, органы пограничной службы, таможенные органы с учетом их компетенции — сведения, предусмотренные абз. 6 ч. 2 ст. 26 Закона;
  • в органы пограничной службы — вступившие в законную силу постановления о наложении административного взыскания в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 26 Закона.

Порядок вынесения и объявления официального предупреждения установлено ст. 27 Закона. Руководитель органа, который выносит официальное предупреждение, или его заместитель в течение 10 дней после получения вступившего в законную силу постановления о наложении административного взыскания, постановления, определения суда, постановления органа уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу, либо об освобождении от уголовной ответственности, получения сведений о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления, в отношении граждан, указанных в ч. 2 и 3 ст. 26 Закона, выносят таким гражданам официальное предупреждение.

Гражданин, в отношении которого вынесено официальное предупреждение, вызывается должностным лицом соответствующего органа для объявления официального предупреждения в помещение соответствующего субъекта профилактики правонарушений. Вызов осуществляется в письменной форме. Официальное предупреждение может быть объявлено гражданину, в отношении которого оно вынесено, по его месту жительства или месту пребывания, учебы, работы или в ином месте, определенном должностным лицом соответствующего органа, если этот гражданин не явился по вызову.

Установлено, что должностное лицо органа, который выносит официальное предупреждение, объявляет это предупреждение гражданину, в отношении которого оно вынесено, вручает ему копию официального предупреждения и разъясняет его права и обязанности, предусмотренные ст. 32 Закона. О получении копии официального предупреждения и разъяснении прав и обязанностей в оригинале официального предупреждения делается соответствующая запись гражданином, в отношении которого вынесено официальное предупреждение, и должностным лицом, вручившим копию официального предупреждения и разъяснившим права и обязанности. В случае если гражданин, в отношении которого вынесено официальное предупреждение, отказался подписать оригинал, должностное лицо, вручившее копию предупреждения, делает об этом запись в оригинале.

 

Профилактический учет

Профилактический учет — это наблюдение за поведением гражданина, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия. Профилактический учет осуществляется в отношении гражданина:

  • привлеченного к административной ответственности за правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в течение года после объявления ему официального предупреждения за правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • привлеченного к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 9.1, 9.3, 17.1 КоАП, совершенное по отношению к члену семьи, в течение года после объявления ему официального предупреждения за совершение одного из указанных правонарушений;
  • привлеченного к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 9.1, 9.3, 17.1 КоАП, совершенное по отношению к члену семьи, в течение года после объявления ему официального предупреждения в связи с принятием в отношении его решения об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу по основаниям, предусмотренным п. 4, 5 ч. 1 ст. 29 УПК, либо об освобождении от уголовной ответственности в соответствии со ст. 88, 89 УК за совершение по отношению к члену семьи деяний, содержащих признаки преступления, предусмотренного ст. 140, 141, 143, 145, 146, 148–154, 166–1711, 183, 186, 189 УК;
  • привлеченного к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 17.4 КоАП, в течение года после объявления ему официального предупреждения за совершение указанного правонарушения;
  • отбывшего полностью основное и дополнительное уголовное наказание, за исключением граждан, за которыми установлен превентивный надзор либо осуществляется профилактическое наблюдение;
  • в отношении которого получены сведения о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления.

Профилактический учет не осуществляется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, а также следующих транзитом.

Порядок осуществления профилактического учета установлен в ст. 29 Закона. Установлено, что профилактический учет осуществляется органами внутренних дел или органами государственной безопасности, органами пограничной службы, таможенными органами в соответствии с их компетенцией. Решение об осуществлении профилактического учета принимается руководителем субъекта профилактики правонарушений или его заместителем в течение десяти дней после получения вступившего в законную силу постановления о привлечении гражданина к административной ответственности или получения сведений о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления.

Гражданин, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, для вручения копии этого решения вызывается должностным лицом соответствующего органа в помещение соответствующего субъекта профилактики правонарушений, при этом вызов осуществляется в письменной форме. Должностное лицо органа вручает копию решения об осуществлении профилактического учета гражданину, в отношении которого оно принято, и разъясняет его права и обязанности. Копия решения об осуществлении профилактического учета может быть вручена гражданину по его месту жительства или месту пребывания, учебы, работы или в ином месте, определенном должностным лицом, если этот гражданин не явился по вызову. О вручении копии решения об осуществлении профилактического учета и разъяснении прав и обязанностей гражданина составляется протокол, который подписывается гражданином и должностным лицом, вручившим эту копию. В случае если гражданин отказался подписать протокол, должностное лицо делает об этом запись в протоколе.

Решение об осуществлении профилактического учета вступает в силу с момента вручения гражданину, в отношении которого оно принято, копии этого решения. В день вступления в силу решения об осуществлении профилактического учета субъектом профилактики правонарушений заводится профилактическое дело.

Должностное лицо органа внутренних дел, органа пограничной службы, таможенного органа:

  • посещает гражданина, в отношении которого осуществляется профилактический учет, по его месту жительства или месту пребывания, учебы, работы или в ином месте, определенном должностным лицом соответствующего субъекта профилактики правонарушений, один раз в течение месяца, если иная периодичность посещения не определена руководителем соответствующего субъекта профилактики правонарушений или его заместителем;
  • определяет место и время проведения профилактических мероприятий, обеспечивает участие в них гражданина, в отношении которого осуществляется профилактический учет.

Гражданин, в отношении которого осуществляется профилактический учет, прибывает по вызову должностного лица органа внутренних дел, органа пограничной службы, таможенного органа и участвует в профилактических мероприятиях, которые проводятся один раз в месяц, если иная периодичность не определена руководителем соответствующего субъекта профилактики правонарушений или его заместителем, в форме лекций, демонстрации фильмов профилактической направленности, в том числе о рассмотрении уголовных дел, гражданских дел о признании граждан ограниченно дееспособными, об отобрании ребенка без лишения родительских прав или о лишении родительских прав, направлении в лечебно-трудовой профилакторий, рассмотрении дел об административных правонарушениях. Профилактические мероприятия проводятся во время, когда гражданин, в отношении которого осуществляется профилактический учет, не занят на работе и учебе. Продолжительность профилактического мероприятия определяется должностным лицом органа внутренних дел, органа пограничной службы, таможенного органа индивидуально в пределах одного часа.

Отдельно оговорено, что порядок проведения профилактических мероприятий с участием граждан, в отношении которых профилактический учет осуществляется органами государственной безопасности, определяется Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь.

Порядок и условия прекращения осуществления профилактического учета определены в ст. 30 Закона. Отметим только, что гражданин, в отношении которого принято решение о прекращении осуществления профилактического учета, письменно уведомляется об этом должностным лицом соответствующего субъекта профилактики правонарушений в течение 3 дней после принятия этого решения, за исключением некоторых случаев.

 

Защитное предписание

Защитное предписание — это установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий. Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в 3-дневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное ст. 9.1, 9.3, 17.1 КоБС, совершенное по отношению к члену семьи. Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно вынесено, запрещается:

  • предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие в семье;
  • посещать места нахождения гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;
  • общаться с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью. Защитное предписание объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено, должностным лицом органа внутренних дел в 2-дневный срок со дня вынесения такого защитного предписания с разъяснением его прав и обязанностей. О получении копии защитного предписания и разъяснении прав и обязанностей гражданина, в отношении которого вынесено защитное предписание, составляется протокол. Протокол подписывается гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание, и должностным лицом, его вручившим. В случае если гражданин, которому вручена копия защитного предписания, отказался подписать протокол, должностное лицо, вручившее эту копию, делает об этом запись в протоколе.

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.

Установлено, что в 2-дневный срок со дня вынесения защитного предписания его копия направляется соответствующему прокурору, вручается под роспись совершеннолетнему гражданину, пострадавшему от насилия в семье, а также направляется в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган для информации и при необходимости проведения профилактических мероприятий по предупреждению насилия в семье в соответствии с данным Законом и другими актами законодательства. В случае если граждан, пострадавших от насилия в семье, более одного, копия защитного предписания вручается каждому из указанных совершеннолетних граждан.

Решение о прекращении защитного предписания может быть принято руководителем органа внутренних дел или его заместителем по заявлению соответствующего совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье. В свою очередь отмена постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное ст. 9.1, 9.3, 17.1 КоБС, совершенное по отношению к члену семьи, влечет отмену применения защитного предписания.

 

Права и обязанности граждан

Права и обязанности граждан, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактика правонарушений, определены в ст. 32 Закона. Согласно положениям данной статьи граждане, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактика правонарушений, вправе:

  • знать основания применения к ним мер индивидуальной профилактики правонарушений;
  • знакомиться с протоколами проведенных с ними профилактических бесед;
  • знакомиться с материалами заведенных в отношении их профилактических дел;
  • осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.

При этом граждане, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактика правонарушений, обязаны:

  • своевременно прибыть по вызову должностных лиц уполномоченных субъектов профилактики правонарушений;
  • участвовать в профилактических мероприятиях, проводимых должностными лицами уполномоченных субъектов профилактики правонарушений;
  • получить копии официальных предупреждений, вынесенных в отношении их;
  • получить копии решений об осуществлении профилактического учета, принятых в отношении их;
  • получить защитные предписания, вынесенные в отношении их, не нарушать запреты, выполнять обязанность, содержащиеся в этих защитных предписаниях;
  • выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

Подчеркивается, что ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, в отношении которых приняты решения об осуществлении профилактического учета, в том числе ограничение прав на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, свободное передвижение и выбор места жительства, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, не допускается, если иное не предусмотрено Законом и другими законодательными актами.

Основные положения Закона вступают в силу 16 апреля 2014 г.

Наш telegram-канал