Рабочее время и время отдыха водителей

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденное постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение), постановлением этого Министерства от 19.04.2018 № 13 (далее – Постановление № 13) изложено в новой редакции. При этом претерпело изменение и название указанного документа – теперь это Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта.

 

Как и прежде, в п. 1 Положения установлено, что оно определяет особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки. В то же время, теперь данная норма содержит оговорку о том, что исключение из этого правила будут составлять автомобильные перевозки глав государств, глав и членов парламентских, правительственных и иных официальных делегаций, техперсонала этих делегаций, а также воинские автомобильные перевозки.

В новой редакции Положения, также, как и в прежней, предусмотрено, что в отношении водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки пассажиров и грузов, применяются положения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 года.

Согласно п. 3 Положения режим рабочего времени водителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или графиком работ (сменности), разработанными в соответствии с законодательством о труде и Положением и утвержденными нанимателем по согласованию с профсоюзом. При этом определено, что для водителей, которым установлен сменный режим работы, разрабатываются графики сменности, в других случаях – графики работ.

В графике должны быть установлены время начала, окончания, продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, рабочие и выходные дни, в том числе любой порядок их чередования, графиками сменности – также последовательность чередования водителей по сменам. Наниматель обязан довести графики работ (сменности) до сведения водителей не позднее одного месяца до введения их в действие. Однако предусматривается, что в случае производственной необходимости с целью обеспечения непрерывного перевозочного процесса в утвержденные графики работ (сменности) с согласия водителей могут вноситься изменения, которые также утверждаются нанимателем и доводятся до сведения водителей не позднее одних суток, предшествующих рабочему дню.

Пунктом 9 Положения установлено, что в рабочее время водителя включается:

подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед началом и после окончания работы (смены) (получение, оформление, сдача транспортных и проездных документов, оборудования, денежных средств, осмотр, проверка технического, санитарного состояния и комплектности, заправка автомобиля и др.);

  • время проведения предрейсового медицинского обследования;
  • время управления автомобилем;
  • время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;
  • время стоянки в пунктах погрузки (разгрузки) грузов, в местах посадки (высадки) пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
  • время простоев не по вине водителя;
  • время дополнительных специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах маршрута;
  • время проведения работ по устранению возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах маршрута при выполнении междугородных автомобильных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем;
  • время проведения стажировки в качестве водителя-наставника;
  • время дежурства в резерве;
  • иное время в случаях, предусмотренных законодательством о труде.

При этом по согласованию с профсоюзом (при его наличии) наниматель устанавливает продолжительность:

  • подготовительно-заключительного времени исходя из состава работ, включаемых в подготовительно-заключительное время;
  • времени проведения предрейсового медицинского обследования.

Определено, что сменной работой считается работа в две и более смены. При сменной работе водители чередуются по сменам равномерно. При этом оговорено, что работа в течение двух смен подряд запрещается.

Как и ранее, в Положении определено, что для водителей может быть установлен режим работы с разделением рабочего дня на части с перерывами продолжительностью не менее 2 часов, включая перерыв для отдыха и питания. При этом предусматривается, что отнесение времени перерывов между частями рабочего дня ко времени ежедневного (междусменного) отдыха осуществляется нанимателем с согласия водителя.

Положением также определен порядок учета суммированного рабочего времени.

Согласно п. 21 Положения водителям в течение рабочего дня должен предоставляться перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более 2 часов, который используется водителем по своему усмотрению и в рабочее время не включается. При установленной графиком работ (сменности) продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 40 минут. Перерыв для отдыха и питания предоставляется, как правило, не позднее чем через 4 часа после начала работы. Время предоставления перерыва(ов) для отдыха и питания и его (их) продолжительность устанавливаются ПВТР или графиком работ (сменности) либо по соглашению между водителем и нанимателем.

Пунктом 26 новой редакции Положения установлено, что число дней еженедельного отдыха водителя в текущем месяце должно быть не менее числа полных рабочих недель этого месяца. Привлечение водителя к работе в его выходной день, установленный ПВТР или графиком работ (сменности), допускается только с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о труде. Допускается использовать для работы не более 12 выходных дней в год каждого водителя. При этом в предельное количество выходных дней не включаются выходные дни, в которые водитель привлекался к работе без его согласия в исключительных случаях, предусмотренных законодательством о труде.

Постановление № 13 вступило в силу 4 января 2019 г.

Наш telegram-канал