Новое в административной ответственности для автовладельцев
Как известно, с 1 марта 2021 г. вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Автовладельцам нужно обратить внимание на следующие изменения.
1. Скорректирована ответственность собственника (владельца) транспортного средства, в том числе индивидуального предпринимателя (ИП) и юридического лица.
Собственник (владелец) автомобиля понесет ответственность за административное правонарушение против безопасности движения и эксплуатации транспорта, если оно зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи (ч. 1 ст. 4.8 КоАП).
Согласно ч. 4 ст. 4.8 КоАП в случае, если собственником (владельцем) транспортного средства являются юридическое лицо или ИП, привлечению к административной ответственности в порядке, установленном ст. 10.4 Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях, подлежат за:
- административное правонарушение, выразившееся в эксплуатации в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо его владельцем не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств («автогражданка»), — юридическое лицо или ИП, являющиеся собственником (владельцем) транспортного средства;
- иные административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта — физическое лицо, управлявшее данным транспортным средством на момент фиксации правонарушения.
Напомним, что ранее ответственность за зафиксированное камерой нарушение возлагалась на лицо, управлявшее автомобилем, принадлежащим юридическому лицу (ИП).
2. Введена градация ответственности за «пьяную» езду.
За езду в нетрезвом виде штраф увеличился и зависит от концентрации спирта в крови или его паров в выдыхаемом воздухе:
- до 0,8 промилле/380 микрограммов на 1 л — 100 базовых величин (БВ), с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком на 3 года;
- свыше 0,8 промилле/380 микрограммов на 1 л — 200 БВ с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком на 5 лет. Этот размер штрафа установлен и за отказ от прохождения освидетельствования на предмет состояния алкогольного или наркотического опьянения, а также за употребление алкоголя или наркотических средств после требования об остановке или совершения ДТП до прохождения освидетельствования.
Отметим, что состоянием алкогольного опьянения считается наличие абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации 0,3 и более промилле или наличие паров абсолютного этилового спирта в концентрации 150 и более микрограммов на один литр выдыхаемого воздуха (п. 3 Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2011 № 497). То есть все, что ниже этой нормы, нарушением не считается.
Согласно ранее действовавшему КоАП размер штрафа составлял от 50 до 100 БВ и применялся в зависимости от концентрации спирта в крови или его паров в выдыхаемом воздухе (ч. 1, 2 ст. 18.15).
Введение двухступенчатой системы градации алкогольного опьянения водителя является новшеством законодательства, введенным в целях дифференциации применения ответственности за данное правонарушение.
3. Установлена ответственность за нарушение правил пользования звуковыми сигналами в месте проведения массовых мероприятий (ч. 4 ст. 18.13 КоАП).
Предусмотрен штраф до 10 БВ с лишением права заниматься определенной деятельностью до года или без лишения.
В ранее действовавшем КоАП за данное правонарушение применялось предупреждение или штраф до 3 БВ (ст. 18.14 ч. 2). Но были случаи, когда применялась более жесткая санкция статьи, предусматривающая больший размер штрафа и лишение прав. Объяснялось это тем, что сигналящие водители создали аварийную обстановку на дороге.
Следует также упомянуть, что штраф за нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, правил буксировки, применения аварийной сигнализации или знака аварийной остановки увеличился на 1 БВ (ч. 3 ст. 18.13 КоАП).
4. Введено более строгое наказание за блокировку дорог.
За умышленное блокирование транспортных коммуникаций в месте проведения массовых мероприятий либо повлекшее создание аварийной обстановки ч. 2 ст. 18.1 КоАП предусмотрен штраф от 6 до 50 БВ с лишением права заниматься определенной деятельностью от года до 2 лет или без лишения.
Напомним, что за умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом ранее действовавшим КоАП (ст. 18.1) был предусмотрен штраф от 6 до 10 БВ.
Штраф в таком же размере установлен и для водителей за блокирование транспортных коммуникаций в местах проведения массовых мероприятий или блокирование, повлекшее создание аварийной обстановки. Кроме штрафа, в отношении водителя может быть принято решение о лишении прав от года до двух лет.
5. Введена градация ответственности за эксплуатацию автомобиля без техосмотра.
Согласно ч. 4, 5 ст. 18.11 КоАП предусмотрен разный размер штрафа:
- для автовладельцев — физических лиц он останется прежним — до 3 БВ;
- для юридических лиц (ИП) его размер увеличили до 10 БВ.
6. Ужесточено наказание за некоторые правонарушения.
В частности, за:
- повторную передачу права управления автомобилем лицу, не имеющему такого права, могут привлечь к ответственности не только в виде штрафа или административного ареста, но и к общественным работам. Главное условие — деяние должно быть совершено в течение года после привлечения к ответственности за такое же нарушение (ч. 2 ст. 18.14 КоАП);
- невыполнение законных неоднократных требований сотрудника ОВД, повлекшее преследование нарушителя, наказание значительно ужесточится. Так, по ранее действовавшему КоАП был предусмотрен штраф от 5 до 20 БВ с лишением права управления авто до 2 лет или без лишения. Теперь КоАП предусмотрена альтернатива: либо штраф от 30 до 50 БВ с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до 2 лет, либо административный арест с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до 2 лет (ч. 3 ст. 18.17).
7. Ужесточена ответственность за правонарушения, фиксируемые приборами с функциями фото- и видеофиксации.
Теперь в КоАП отсутствуют отдельные составы административных правонарушений за превышение скорости или нарушение правил остановки и стоянки, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами. То есть ответственность за указанные правонарушения не будет варьироваться в зависимости от способа фиксации данного правонарушения.
В ранее действовавшем КоАП штрафы по ним были ниже (ч. 5–8 ст. 18.13; ч. 6–7 ст. 18.22).
В этих случаях открытым остается вопрос: будут ли применяться нижние пределы штрафов, установленные в санкциях соответствующих норм (с учетом имеющихся в них «вилок»), в случаях фиксации нарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами?
В случае если камера, работающая в автоматическом режиме, зафиксирует любое правонарушение против безопасности движения и эксплуатации транспорта, например, проезд на запрещающий сигнал светофора или невыполнение требований регулировщика, разметки, непропуск пешехода и т.п., ответственность понесет собственник (владелец) автомобиля.
Ранее действовавший КоАП предусматривал ответственность лишь в случае фиксации превышения скорости движения и нарушения правил остановки или стоянки.
8. Смягчена ответственность водителей за некоторые правонарушения.
За управление автомобилем без «автогражданки» штраф для физических лиц снижен и составляет от 1 до 3 БВ (ч. 1 ст. 18.19). Ранее его размер составлял от 3 до 5 БВ.
Исключена повторность для тех, кто ставит машину в неположенном месте, — нарушение правил парковки все время будет обходиться в 1 БВ, а если водитель без оснований займет место для инвалидов — 2 БВ.
9. О превышении скорости.
Размер штрафов в случае, если превышение скорости составляет от 10 до 20 км/ч и от 20 до 30 км/ч, не изменится. В первом случае водитель заплатит за это до 1 БВ, во втором — от 1 до 3 БВ.
Установлена новая градация нарушений.
Ранее штраф за превышение скорости на 30 км/ч и более устанавливался в размере от 3 до 10 БВ. Теперь такой штраф будет только за превышение скорости от 30 до 40 км/ч (ч. 3 ст. 18.12 КоАП).
Впервые введена ответственность за превышение скорости на 40 км/ч и более — штраф от 8 до 12 БВ (ч. 4 ст. 18.12 КоАП).
10. Введено понятие средней скорости движения на определенном участке.
Согласно примечанию 1 к ст. 18.12 КоАП превышение скорости движения транспортного средства может устанавливаться на основе средней скорости движения транспортного средства на определенном участке. При этом средняя скорость определяется путем деления пройденного транспортным средством расстояния на время, затраченное этим транспортным средством на преодоление данного участка.
То есть для определения средней скорости движения транспортного средства на определенном участке расстояние, которое проедет машина, разделят на время, за которое она его преодолела. Время в пути фиксируют камеры видеонаблюдения.
11. Установлены категории административных правонарушений (ст. 2.2 КоАП).
В зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения разделены на три категории:
- административные проступки;
- значительные административные правонарушения;
- грубые административные правонарушения.
К административным проступкам отнесены административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем для физического лица 10 БВ.
К значительным относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде конфискации, депортации, штрафа в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции или дохода, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг), либо в размере, превышающем:
- для физического лица — 10 БВ;
- для ИП — 25 БВ;
- для юридического лица — 50 БВ.
Соответственно, к грубым относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.
Привлечение лица к административной ответственности за совершение правонарушения в зависимости от его категории влечет различную правовую природу последствий.
Так, согласно ст. 4.9 КоАП физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию в зависимости от категории правонарушения:
- со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение административного проступка;
- по истечении шести месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения;
- по истечении одного года со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения.
То есть, например, при вынесении предупреждения или уплате штрафа, не превышающего 10 БВ, лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности. Следовательно, при совершении в течение года аналогичного правонарушения не будет учитываться повторность.
12. Освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения.
За отдельные административные проступки или значительные правонарушения возможно освобождение от ответственности с вынесением предупреждения (ч. 1, 2 ст. 8.3 КоАП). Для этого должны быть соблюдены определенные условия. К ним отнесены: отсутствие повторности правонарушения и признание факта его совершения. При этом признавать факт совершения проступка не понадобится, если его зафиксировала камера в автоматическом режиме.
Освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения касается следующих составов:
- выбрасывание мусора из транспортного средства;
- открытие дверей во время движения;
- отсутствие техосмотра;
- непристегнутый ремень безопасности или езда на мотоцикле, мопеде без мотошлема (как для водителя, так и для пассажира);
- разговор по мобильному телефону за рулем;
- нарушение правил расположения ТС на проезжей части (например, выезд за стоп-линию);
- непредоставление преимущества другим участникам дорожного движения (например, непропуск пешехода);
- нарушение правил остановки и стоянки;
- не оформлена «автогражданка»;
- нарушение ПДД пешеходом, велосипедистом, лицом, которое управляет гужевым транспортом, или лицом, которое участвует в дорожном движении и не управляет ТС (например, нарушение ПДД при движении на электросамокате).
13. Введен перечень административных проступков, за которые не предусмотрено освобождение от ответственности (ч. 4 ст. 8.3 КоАП).
В их числе:
- нарушение правил проезда железнодорожного переезда;
- превышение скорости движения на 10–40 км/ч;
- невыполнение требований дорожных знаков или разметки, нарушение правил маневрирования или проезда перекрестков;
- игнорирование требований сотрудника ОВД об остановке автомобиля;
- управление автомобилем без «автогражданки» в случае совершения ДТП;
- управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с не горящими фарами и (или) задними габаритными огнями (в темное время суток и (или) в условиях недостаточной видимости);
- движение со скрытым номером;
- нарушение требований сигналов светофора (регулировщика);
- нарушение правил движения в жилых зонах;
- нарушение правил остановки и стоянки грузового автомобиля, автобуса, трактора, самоходной машины, прицепа;
- нарушение ПДД пешеходом, велосипедистом, лицом, которое управляет гужевым транспортом, или лицом, которое участвует в дорожном движении и не управляет ТС, повлекшее создание аварийной обстановки.
Разумеется, не идет речи о предупреждении в случаях совершения таких серьезных нарушений, как управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, оставление места ДТП и т.д.
14. Процедура освобождения от административной ответственности с вынесением предупреждения.
Проанализируем данное новшество на конкретном примере. Допустим, 2 марта 2021 г. водителя остановил сотрудник ГАИ за то, что он не пропустил пешехода. Аварийной обстановки при этом создано не было.
Ранее действовавшим КоАП за это правонарушение была предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа от 1 до 5 БВ. Какой вид ответственности выбрать — решал конкретный сотрудник ГАИ, и нередко он выбирал именно штраф, пусть и в минимальном размере.
Но с марта он должен будет сначала проверить по базе, числится ли за водителем подобное нарушение в течение последнего года (то есть с марта 2020 г.). Если таких фактов не зафиксировано, то водителя штрафовать не будут, а ограничатся предупреждением.
Но если этот же водитель снова не пропустит пешехода, к примеру, 2 мая, то ему уже придется уплатить штраф. Если же водитель по этой статье больше привлекаться в течение года не будет, то данные «обнулятся» и при непропуске пешехода условно 3 марта 2022 г. его снова просто предупредят.
15. Освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.
Данное правило распространяется и на нарушения, которые были зафиксированы средствами автоматической фиксации. Если за какое-то нарушение в первый раз предусмотрено вынесение предупреждения, то такой же принцип будет работать и с камерами. Единственное отличие: здесь не будет требоваться согласия с нарушением от водителя, а система сама проверит, привлекался ли он за это нарушение в течение последнего года. В так называемом «письме счастья» в этом случае вышлют постановление с предупреждением.
Например, за нарушение правил парковки, которое будет зафиксировано камерой, в первый раз тоже не будут штрафовать, а ограничатся предупреждением. А вот за превышение скорости штраф будет в любом случае, так как данный состав подпадает под исключения, установленные ч. 4 ст. 8.3 КоАП.
16. Освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения в случае совершения различных правонарушений.
В случае совершения нескольких административных проступков или значительных правонарушений за каждое из них в первый раз все равно будут выносить предупреждение.
Например, водитель 2 марта не пропустил пешехода, 5 марта разговаривал за рулем по мобильному телефону, а 10 марта оставил машину в неположенном месте.
Когда сотрудник ГАИ будет решать, как наказать такого водителя за разговор по телефону, он будет смотреть, было ли именно такое нарушение в течение года. То, что несколько дней назад водителя уже предупреждали за другое нарушение ПДД, на эту ситуацию не повлияет.
То же самое и в случае, если водителя, например, остановили за непропуск пешехода и тут же обнаружили, что у него нет техосмотра и «автогражданки». Если в течение года этих нарушений за ним не числится, то за каждое из них в первый раз он получит предупреждения.
17. Вынесение предупреждения в случае совершения административного проступка водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.
В случае если водителя остановят за «пьяную» езду, а при этом, например, выяснится, что у него не оформлена «автогражданка», то за вождение в нетрезвом виде его накажут в зависимости от степени опьянения. Что касается отсутствия обязательной страховки, то, если ранее водителя за это не наказывали, он получит лишь предупреждение. Его алкогольное опьянение не будет считаться в данном случае отягчающим обстоятельством.
18. Вынесение штрафа вместо предупреждения.
В случае если по каким-то причинам (например, не было доступа к базе) сотрудник ГАИ выписал штраф вместо предупреждения, то это решение, как и любое другое, можно будет обжаловать. Кроме того, база данных, когда в нее будут вносить постановление или протокол о нарушении, должна будет «увидеть» эту ошибку, что должно явиться основанием для отмены такого решения.
19. Судьба административных производств, возбужденных до вступления в силу нового КоАП (до 01.03.2021).
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З «О введении в действие кодексов» (далее — Закон № 93-З) дела об административных правонарушениях должны были прекратить, если по новому КоАП:
- они не признаются правонарушениями;
- по ним истекли сроки наложения административных взысканий (ст. 7.6 КоАП).
Постановление о наложении административного взыскания, которое вынесено, но еще не исполнено (в том числе частично) (ч. 2 ст. 4, ст. 5 Закона № 93-З):
- должны пересмотреть, если новый КоАП улучшает положение правонарушителя по сравнению с ранее действовавшим (например, ст. 8.3 КоАП);
- исполнять не будут, если деяние по новому КоАП не является административным правонарушением.
Еще раз напомним, что новый КоАП вступил в силу 1 марта 2021 г.