Принудительная отбуксировки машины и блокировка колес: утвержден новый порядок
Как уже сообщалось нами ранее, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2014 № 986 утверждена Инструкция о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колеса транспортного средства (далее – Инструкция).
С даты вступления в силу постановления № 986 (26 октября 2014 года) признана утратившей силу прежде действовавшая Инструкция о порядке принудительной эвакуации (блокировки колес) транспортных средств, утвержденная постановлением Правительства от 26.05.2006 под символическим № 666. Стала ли новая Инструкция менее страшной для автомобилистов с изменением номера постановления (и не только!), мы и попытаемся разобраться.
Общие положения
Пунктом 1Инструкции установлено, что этот документ определяется порядок:
- принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку в случаях, установленных законодательными актами;
- возврата транспортного средства после его принудительной отбуксировки (эвакуации);
- отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку;
- блокировки колеса транспортного средства в случае нарушения водителем грузового автомобиля, автобуса, колесного трактора, самоходной машины правил остановки или стоянки транспортных средств;
- снятия блокировки колеса транспортного средства.
В то же время действие Инструкции не распространяется на отбуксировку транспортных средств без их помещения на охраняемую стоянку в целях выполнения задач, возложенных на орган государственной охраны и органы государственной безопасности, проводимую на основании Закона Республики Беларусь от 08.05.2009 № 16-З «О государственной охране» и Закона Республики Беларусь от 10.07.2012 № 390-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь». О чем и о ком идет речь в данном абзаце, думаем, всем понятно, поэтому останавливаться здесь не будем и пойдем дальше.
Отдельный порядок действует также и относительно задержания и (или) принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства на охраняемую стоянку, блокировки колеса уполномоченными должностными лицами государственного учреждения «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» (далее – Транспортная инспекция) при осуществлении ими функций в соответствии с Положением об отдельных вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 № 426. На этот случай есть Положение о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2013 № 340.
Пунктом 3 Инструкции запрещены принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства, а также отбуксировка его без помещения на охраняемую стоянку при наличии в этом транспортном средстве пассажира (пассажиров).
Пунктом 4 Инструкции также установлено, что лицо, принявшее решение о принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства или отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в отсутствие водителя, немедленно информирует оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел по месту нахождения транспортного средства, которая незамедлительно принимает меры по информированию его собственника (владельца) о месте нахождения транспортного средства.
И еще один очень важный момент содержится в общих положениях Инструкции: за повреждения, причиненные транспортному средству во время его принудительной отбуксировки (эвакуации), нахождения транспортного средства на охраняемой стоянке, а также во время его отбуксировки без помещения на такую стоянку, несут ответственность юридические лица, сотрудники (работники) которых осуществляли принудительную отбуксировку (эвакуацию), хранение, отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку.
Термины и определения
Отдельно хотелось бы сказать о терминах и определениях, применяемых в Инструкции.
Так, под принудительной отбуксировкой (эвакуация) транспортного средства понимается принудительное перемещение транспортного средства с использованием средств эвакуации, принадлежащих органам внутренних дел либо иным организациям, определенным законодательством, а также доставление транспортного средства путем непосредственного управления им сотрудником Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее – Государственная автомобильная инспекция) на охраняемую стоянку в случаях, установленных законодательными актами.
В свою очередь, отбуксировка транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку – это принудительное перемещение с использованием средства эвакуации либо без его использования транспортного средства с места его нахождения на расстояние не далее, чем это необходимо в целях устранения препятствия, созданного стоящим транспортным средством, движению, работе транспортных средств оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб.
Блокировка колеса транспортного средства – это использование сотрудником Государственной автомобильной инспекции технических средств для блокировки колеса транспортного средства, исключающей возможность движения транспортного средства, в случаях нарушения водителем этого транспортного средства правил остановки или стоянки транспортных средств.
И еще один термин, специально применяемый в Инструкции, получил свое разъяснение, это уполномоченное собственником (владельцем) лицо – под ним понимается лицо, имеющее право распоряжаться или пользоваться транспортным средством, подтверждаемое заверенной в установленном порядке доверенностью, а также иное лицо, представившее свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) транспортного средства.
Принудительная отбуксировка на охраняемую стоянку
Согласно пункту 6 Инструкции решение о принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства и помещении его на охраняемую стоянку принимают сотрудники Государственной автомобильной инспекции, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. В свою очередь, пунктом 7 анализируемого документа установлено, что при принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства сотрудником Государственной автомобильной инспекции проводится осмотр такого транспортного средства с соблюдением требований статьи 10.13 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, о чем составляется протокол. При наличии возможности должна производиться даже фото- или видеосъемка транспортного средства, материалы которой приобщаются к делу об административном правонарушении. Обо всем этом делается отметка в протоколе. Кроме того, в протоколе осмотра транспортного средства указываются:
- дата и время проведения осмотра, составления протокола осмотра транспортного средства;
- должность, фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) сотрудника Государственной автомобильной инспекции, составляющего протокол;
- место (адрес), с которого производится принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства;
- тип и марка (модель) транспортного средства, его регистрационный знак;
- результаты осмотра, перечень имеющихся видимых дефектов и повреждений транспортного средства;
- высказанные участниками осмотра замечания (при их наличии);
- наименование организации, которой принадлежит средство эвакуации, фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) лица, осуществляющего принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства;
- наименование организации, которой принадлежит охраняемая стоянка, адрес охраняемой стоянки, куда будет помещено транспортное средство, фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) лица, принявшего это транспортное средство на хранение.
Протокол подписывается сотрудником Государственной автомобильной инспекции. В случае изменения состояния транспортного средства в протоколе делается соответствующая отметка.
Протокол должен быть составлен в трех экземплярах, первый из которых остается у сотрудника Государственной автомобильной инспекции, осуществившего принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства, второй – на охраняемой стоянке, третий, предназначенный для собственника (владельца) транспортного средства, хранится на охраняемой стоянке и вручается ему либо уполномоченному им лицу при возврате транспортного средства.
Установлено, что доступ собственника (владельца) транспортного средства или уполномоченного им лица к принудительно отбуксированному (эвакуированному) транспортному средству, находящемуся на охраняемой стоянке, производится круглосуточно в присутствии работника, осуществляющего его охрану. Помещенное на охраняемую стоянку транспортное средство возвращается его собственнику (владельцу) или уполномоченному им лицу по их первому требованию работником, осуществляющим его охрану. И, кстати, не допускается невозврат транспортного средства в связи с неисполнением постановления о наложении административного взыскания, отказом от оплаты работ (услуг) по принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства и его хранению.
Однако, при получении транспортного средства его собственник (владелец) или уполномоченное им лицо должны предъявить работнику, осуществляющему его охрану:
- свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) транспортного средства;
- водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории с талоном к нему (удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории с талоном к нему, временное разрешение на право управления механическим транспортным средством). Указанные в настоящем абзаце документы не требуются, если транспортное средство забирается с охраняемой стоянки способом, не требующим управления им.
И при отсутствии хотя бы одного из указанных документов транспортное средство не возвращается.
Согласно пункту 13 Инструкции, работник, осуществляющий охрану транспортного средства, при наличии оснований полагать, что лицо, прибывшее за транспортным средством, находится в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, обязан сообщить об этом в территориальный орган внутренних дел и до прибытия сотрудников органов внутренних дел не возвращать транспортное средство.
Собственник (владелец) транспортного средства или уполномоченное им лицо при получении транспортного средства расписывается в протоколе осмотра транспортного средства. Установлено, что при возврате транспортного средства в случае требования собственника (владельца) или уполномоченного им лица осуществляется осмотр транспортного средства, по результатам которого составляется акт. В акте отражаются основания для проведения осмотра, а также перечень имеющихся видимых дефектов и повреждений транспортного средства. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается собственником (владельцем) транспортного средства или уполномоченным им лицом и работником, осуществлявшим охрану транспортного средства.
Самое важное: оплата работ (услуг) по принудительной отбуксировке (эвакуации), а также хранению отбуксированного (эвакуированного) транспортного средства на охраняемой стоянке осуществляется собственником (владельцем) отбуксированного (эвакуированного) транспортного средства или уполномоченным им лицом органу внутренних дел или иной организации, которому (которой) принадлежит средство эвакуации и (или) охраняемая стоянка. А в случае отказа от уплаты средств, затраченных на выполнение указанных работ (оказание услуг), они взыскиваются в судебном порядке.
Отбуксировка без помещения на охраняемую стоянку
Пунктом 16 Инструкции установлено, что решение об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в целях устранения препятствия, созданного стоящим транспортным средством, движению, работе транспортных средств оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб при отсутствии иной правомерной возможности выполнения возложенных на них задач принимают:
- старшие по должности сотрудники органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органа государственной охраны, органов пограничной службы, Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь, Следственного комитета, таможенных органов, Транспортной инспекции, старшие по должности сотрудники, имеющие специальные звания, и лица гражданского персонала Государственного комитета судебных экспертиз, работники Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, находящиеся в транспортном средстве оперативного назначения;
- уполномоченный медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи либо выездной бригады, обеспечивающей забор органов и тканей человека;
- должностное лицо Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатизации или филиала «Узел специальной связи» республиканского унитарного предприятия почтовой связи «Белпочта», ответственное за доставку корреспонденции;
- должностное лицо, ответственное за выполнение функций, возложенных на дорожно-эксплуатационные, коммунальные службы, на территории, с которой осуществляется отбуксировка транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку.
Указанные лица до отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку должны принять возможные меры по информированию собственника (владельца) транспортного средства о необходимости устранения им созданного препятствия.
При отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку проводится внешний осмотр такого транспортного средства на предмет установления его видимых дефектов и повреждений в присутствии не менее двух совершеннолетних лиц, не заинтересованных в результатах осмотра. По результатам осмотра лицом, принявшим решение о такой отбуксировке, составляется акт осмотра транспортного средства по форме согласно приложению (далее – акт осмотра). Опять же, при наличии возможности производится фото- или видеосъемка транспортного средства, о чем указывается в акте осмотра. Кстати, при отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в связи с проведением аварийно-спасательных работ в случае непосредственной угрозы жизни людей допускается составление акта осмотра без участия совершеннолетних лиц, не заинтересованных в результатах осмотра.
Согласно пункту 18 Инструкции в акте осмотра должны быть отражены время и место проведения осмотра, его результаты, а также высказанные участниками осмотра замечания, если они имеются, марка (модель) транспортного средства, его регистрационный знак, должность, фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) лица, принявшего решение об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, наименование организации, средства эвакуации которой использовались для такой отбуксировки, а также место (адрес), в которое отбуксировано транспортное средство.
При отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку акт осмотра составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у лица, принявшего решение об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, второй – помещается на лобовом стекле транспортного средства в упаковке, препятствующей его порче вследствие атмосферных осадков. Акт осмотра с материалами фото- или видеосъемки (при их осуществлении) хранится в организации, сотрудник (работник) которой принял решение об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, в течение трех лет.
Пунктом 20 Инструкции установлено, что взимание платы с собственника (владельца) транспортного средства за отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку не допускается.
Отдельно оговорено, что запрещается отбуксировка транспортного средства в место, в котором в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551, запрещается остановка и стоянка транспортных средств.
Блокировка колеса
В соответствии с пунктом 22 Инструкции сотрудник Государственной автомобильной инспекции в случаях, установленных законодательными актами, вправе произвести блокировку колеса транспортного средства, если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него. Блокировке подлежит переднее левое колесо транспортного средства, а при невозможности его блокировки – любое колесо транспортного средства, доступ к которому наиболее удобен.
О применении блокировки колеса транспортного средства также, как и при отбуксировке, немедленно информируется оперативно-дежурная служба территориального органа внутренних дел по месту совершения административного правонарушения. В случае, если блокируется не переднее левое колесо транспортного средства, принимаются меры по информированию его собственника (владельца) о применении такой блокировки.
Установлено, что ущерб, связанный с повреждением технического средства для блокировки колеса, а также транспортного средства при его установке, возмещается в порядке, установленном законодательством.
Снятие блокировки колеса транспортного средства осуществляется в присутствии собственника (владельца) транспортного средства или уполномоченного им лица по их первому требованию после предъявления документов, которые необходимы при получении транспортного средства с охраняемой стоянки.
Еще раз напомним, что новый порядок принудительной отбуксировки транспортных средств и блокировки колеса вступил в силу с 26 октября 2014 года.
P.S.: С 16 мая 2017 г. Инструкция дополнена главой 5 "Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства и помещение его на охраняемую стоянку по решению судебного исполнителя».