Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Автор: Алексей ШТЕЙНЕР, журнал "Кадровик. Управление персоналом", № 19/2019 - .

В соответствии с требованиями ст. 28 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда) работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ).

 

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 утверждена Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее — Инструкция № 209).

Целью использования СИЗ является защита работающего от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды, а также от загрязнений и неблагоприятных температурных условий. СИЗ применяются в тех случаях, когда исключение воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов либо снижение уровня их воздействия на работника до установленных нормативов не может быть обеспечено конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты, а также при выполнении работ, связанных с загрязнением.

Законом об охране труда приводится определение термина «средство индивидуальной защиты» — это средство защиты, надеваемое на тело работающего или его части либо используемое им, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и (или) при работе в неблагоприятных температурных условиях.

Все СИЗ можно разделить на три большие группы: специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 53 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), ст. 19 Закона об охране труда, установлена обязанность работающих пользоваться СИЗ. В свою очередь, обязанность нанимателя обеспечить СИЗ работающего установлена п. 8 ч. 1 ст. 55 п. 5 ст. 226, ст. 230 ТК, ст. 17 Закона об охране труда.

В соответствии со ст. 11 Закона об охране труда, работник имеет право не только на обеспечение необходимыми СИЗ, но и на получение от работодателя достоверной информации о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, к которым в том числе относятся СИЗ.

Согласно ст. 17 Закона об охране труда работодатель в том числе обязан информировать работающих о полагающихся им СИЗ, а также обеспечить контроль за использованием и правильным применением СИЗ. На основании требований ст. 49 ТК наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) работника, не использующего требуемые СИЗ. Однако, несмотря на установленные законодателем нормы, достаточное количество несчастных случаев на производстве происходит в связи с необеспечением нанимателем работника СИЗ либо в связи с неиспользованием работником выданных ему в установленном порядке СИЗ.

Как работодателям, так и работающим необходимо учитывать, что лица, выполняющие работы (оказывающие услуги) на основании гражданско-правовых договоров, обеспечиваются СИЗ в соответствии с этими договорами.

Выдаваемые СИЗ должны иметь документы об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза
«О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, предусмотренные ст. 15 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации
органов по оценке соответствия».

 

НОРМЫ ВЫДАЧИ

Для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения наниматель предоставляет работникам СИЗ в объеме не менее установленных типовыми нормами. Типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.09.2006 № 110 (далее — Типовые нормы).

Работникам, профессии рабочих и должности служащих которых предусмотрены в Типовых нормах, СИЗ выдаются в соответствии с указанными нормами, если нормы выдачи СИЗ по этим профессиям рабочих и должностям служащих специально не предусмотрены в типовых нормах для отдельных отраслей экономики.

В соответствии с п. 7 Инструкции № 209 наниматель имеет право выдавать работникам в пределах одного вида СИЗ, предусмотренного типовыми нормами, СИЗ с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками. Такую замену наниматель может произвести по согласованию с профсоюзами либо уполномоченными лицами по охране труда
работников организации. В отдельных случаях наниматель имеет право, исходя из особенностей производства (выполняемых работ), характера и условий труда по согласованию с профсоюзами или уполномоченными лицами заменять один вид СИЗ, предусмотренный типовыми нормами, другим с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками (п. 8 Инструкции № 209).

Нанимателю необходимо учитывать, что повышение уровня профессионального риска работников в результате замены СИЗ не допускается.

В соответствии с п. 11 Инструкции № 209 не предусмотренные в типовых нормах СИЗ выдаются работникам для обеспечения их безо-
пасности в зависимости от воздействующих вредных и (или) опасных производственных факторов на основании:

  • аттестации рабочих мест по условиям труда (если ее проведение предусмотрено требованиями нормативных правовых актов);
  • комплексной гигиенической оценки условий труда;
  • оценки профессиональных рисков или требований НПА, ТНПА, содержащих требования по охране труда.

При этом периодом использования таких СИЗ будет «до износа» или они будут использоваться как дежурные.

Обеспечение работников СИЗ влечет существенные финансовые затраты для нанимателя, в связи с чем наниматель имеет право
обеспечивать работников специальной одеждой, принадлежащей ему на праве аренды
 (п. 22 Инструкции № 209).

 

ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИЗ

 

Документами, подтверждающими защитные свойства и гигиенические характеристики выдаваемых работникам СИЗ, являются сертификаты соответствия (декларации о соответствии) (копии сертификатов соответствия (деклараций о соответствии)) на изделия, сертификаты соответствия (копии сертификатов соответствия
на материалы, из которых изготовлены СИЗ, санитарно-гигиенические заключения по результатам государственной санитарно-гигиенической экспертизы, протоколы исследований (испытаний) и измерений, технические условия изготовителя, паспорта на изделия, эксплуатационные документы (инструкции по эксплуатации и т.п.).

Наниматель, исходя из особенностей производства (выполняемых работ, услуг), определяет (уточняет) необходимый диапазон защитных свойств конкретного СИЗ, выдаваемого работнику в соответствии с типовыми нормами.

В целях выбора лучших по защитным свойствам, эксплуатационным, эргономическим, технико-эстетическим, гигиеническим и экономическим показателям СИЗ наниматель может проводить опытную эксплуатацию их образцов в условиях, соответствующих характеристикам производственной среды, тяжести и напряженности труда, для которых предусмотрено их применение, с учетом требований соответствующих НПА,
ТНПА.

В ходе опытной эксплуатации оцениваются:

  • эксплуатационные показатели (уровень безопасности при работе в СИЗ, удобство ухода и хранения, износостойкость и изменение защитных свойств во время эксплуа-
    тации);
  • эргономические показатели (удобство использования СИЗ, соответствие выполняемой работе, физической нагрузке, нагрузка на мышечную систему работника, отсутствие болевых ощущений);
  • технико-эстетические показатели (внешний вид, силуэт, качество отделки, цветовая гамма материала, логотипы и эмблемы);
  • гигиенические показатели (микроклимат между телом человека и средством индивидуальной защиты, тепло- и влагопроводимость, электризуемость);
  • показатели экономической эффективности (рост производительности труда, увеличение скорости выполнения операции(й), срок службы (срок годности или срок хранения)).

 

ПЕРИОД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПОРЯДОК ВЫДАЧИ СИЗ

Несмотря на то, что наниматель обязан бесплатно выдать работнику специальную одежду, специальную обувь и другие СИЗ, они остаются собственностью нанимателя (помимо арендуемых нанимателем СИЗ), и подлежат
возврату:

  • по окончании периода использования;
  • при увольнении работника до окончания периода использования;
  • переводе у того же нанимателя на другую работу, для которой выданные СИЗ не преду-
    смотрены Типовыми нормами, нормами организации.

Период использования исчисляется со дня фактической выдачи работникам СИЗ, а для специальной одежды и специальной обуви от пониженных температур в период использования включается время ее хранения в теплый период года (п. 24 Инструкции № 209).

В случае если работник использует СИЗ
на условиях неполного рабочего времени
(неполный рабочий день или неполная рабочая
неделя), то по согласованию с профсоюзами или уполномоченными лицами периоды использования специальной одежды и специальной обуви могут быть продлены. В этом случае период использования может быть увеличен
пропорционально разнице между рабочим
временем нормальной продолжительности и фактически отработанным.

Наниматель по согласованию с профсоюзами или уполномоченными лицами может выдавать работникам одновременно два комплекта специальной одежды и специальной обуви на удвоенный период использования для улучшения эксплуатации и организации ухода за ними. В случае аренды специальной одежды количество комплектов в обороте определяется по договору с организацией, предлагающей специальную одежду в аренду.

Согласно п. 28 Инструкции № 209 работникам сельскохозяйственных организаций и работникам леса, работающим в зонах радиоактивного загрязнения, выдаются вторые комплекты СИЗ, приобретение которых финансируется за счет средств, выделяемых в соответствии с Государственной программой по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1922.

Бригадирам, мастерам и специалистам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочих, профессии которых предусмотрены в типовых нормах, выдаются те же СИЗ, что и рабочим соответствующих профессий.

В соответствии с п. 18 Инструкции № 209 нормы выдачи дежурных СИЗ устанавливают в организации по согласованию с профсоюзами или уполномоченными лицами. Количество дежурных СИЗ определяется исходя из числа занятых на данном рабочем месте в наиболее загруженную смену и норм выдачи аналогичных СИЗ для одного работника, содержащихся в типовых нормах.

Согласно ранее действовавшей редакции Инструкции № 209, предусмотренные в типовых нормах дежурные СИЗ коллективного пользования должны были выдаваться работникам только на время выполнения тех работ,
для которых они предусмотрены, или закрепляться за определенными рабочими местами (например, перчатки диэлектрические — при электроустановках и так далее) и передаваться от одной смены другой. Новой редакцией п. 36
Инструкции № 209 установлено только, что предусмотренные в нормах организации дежурные СИЗ выдаются уполномоченным должностным лицам (мастерам, производителям работ и другим).

В соответствии с п. 37 Инструкции № 209 СИЗ, не допускающие многократного применения (противошумные вкладыши, средства индивидуальной защиты органов дыхания и другие), выдаются работнику в виде одноразового комплекта перед началом рабочего
дня (смены).

Выдача и сдача работниками СИЗ отмечаются в личной карточке учета СИЗ. Допускается ведение личных карточек в электронной форме, обеспечивающей идентификацию работника (п. 43 Инструкции № 209). В новой редакции Инструкции № 209 не приводится форма личной карточки учета СИЗ. Однако в п. 43 Инструкции № 209 перечислены сведения, которые должны быть отражены в личной карточке.

Наниматель вправе организовать выдачу СИЗ и их сменных компонентов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа по порядку их применения, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуются идентификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронную форму личной карточки работника (п. 44 Инструкции № 209).

 

БЕЗ СИЗ НЕ ДОПУСКАТЬ К РАБОТЕ!

Одной из основных обязанностей нанимателей всех форм собственности в сфере
охраны труда является не только обязанность обеспечить в установленном порядке работника СИЗ, но и не допускать выполнения работ без применения работниками необходимых СИЗ.

Если работник не использует выданные ему в установленном порядке СИЗ, то в соответствии с требованиями п. 3 ч. 2 ст. 49 ТК наниматель обязан не допускать его к работе (отстранить от работы). При этом за период отстранения от работы заработная плата не начисляется. Отстранение работника, не использующего СИЗ, оформляется приказом нанимателя.

Необеспечение работников в установленном порядке СИЗ может повлечь для нанимателя наложение штрафа в размере от 5 до 40 базовых величин на основании ч. 1 ст. 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.