Обязательные медицинские осмотры: ответственность нанимателей и работников

Автор: Максим ШЕЛКОВИЧ, юрист, Александра ФЕДЧЕНКО, юрист.

Обеспечение безопасности труда является ключевым направлением всей системы охраны труда, включающей в себя социально-экономические, правовые, санитарно-гигиенические и иные мероприятия. Тесное взаимодействие правовых норм с медицинскими и техническими стандартами отличает институт охраны труда от иных институтов трудового права.

Вопросы правового регулирования обеспечения здоровья и безопасных условий труда в связи с внедрением новых технологий производства приобретают сегодня повышенную актуальность.

 

Нормативная база

Предупреждению профессиональных заболеваний, негативного воздействия производственных факторов на течение общих (непрофессиональных) заболеваний, а также проведению своевременных реабилитационных мероприятий и улучшению условий труда способствуют закрепленные в законодательстве Республики Беларусь правила, касающиеся медицинских осмотров работников. Основными нормативными правовыми актами в сфере правового регулирования проведения медицинских осмотров являются:

  • Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК);
  • Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда);
  • Закон Республики Беларусь от 23.11.1993 № 2583-XII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (далее — Закон о санитарно-эпидемическом благополучии населения);
  • Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (далее — Инструкция).

Кроме того, в качестве примера отраслевого регулирования, можно также выделить:

  • Инструкцию о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, утвержденную постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84;
  • Инструкцию о порядке проведения в гражданской авиации предполетного медицинского осмотра членов экипажа и диспетчеров управления воздушным движением перед заступлением на дежурство, утвержденную приказом Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 10.09.1996 № 103.

Проведение обязательных медицинских осмотров (далее — обязательные медосмотры) является одним из основных требований охраны труда. В соответствии с п. 10 ст. 226 ТК наниматель обязан обеспечить проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу и периодических в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья. В свою очередь, работник в соответствии с п. 4 ст. 232 ТК обязан проходить в установленном порядке предварительные, периодические и внеочередные медицинские осмотры. Указанные нормы конкретизируются в ст. 228 ТК, согласно которой наниматель обязан организовать проведение указанных медосмотров работниками, занятыми на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе, а также во внеочередном медицинском осмотре при ухудше­нии состояния их здоровья.

 

Порядок прохождения медосмотров

Одним из ключевых нормативных актов в этой сфере является названная Инструкция.

Пункт 2 Инструкции устанавливает перечни видов работ, при выполнении которых обязательно проведение медицинских осмотров, классифицируя их в зависимости от наличия вредных и (или) опасных факторов производственной среды либо характеристики проводимых работ. В самостоятельную группу выделены работы, при выполнении которых обязательно проведение медицинских осмотров с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний.

Для определения наличия оснований для прохождения обязательных медицинских осмотров необходимо руководствоваться приложениями 1–3 к Инструкции, которые содержат в себе:

  • перечень факторов производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры (далее — Перечень факторов);
  • перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры (далее — Перечень работ);
  • перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний.

С целью защиты прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, абзацем 3 п. 1.3 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005
№ 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» установлена обязанность требовать от граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, предоставления ими документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующего вида работ. Названная гарантия продублирована в ст. 21 Закона об охране труда, и реализована в Инструкции, согласно п. 14 которой периодические медосмотры граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, проводятся индивидуально на основании направления работодателя в организацию здравоохранения. Хотя следует обратить внимание, что в соответствии с п. 43 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2003 № 359, при изложении правовых норм следует избегать дублирования нормативных предписаний по одному и тому же вопросу.

С целью организации периодических медицинских осмотров п. 16 Инструкции закрепляет за нанимателем обязанность ежегодно составлять список профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам, с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, видов работ и производственных факторов, указанных в вышеназванных перечнях работ
(Приложения 1–3 к Инструкции). Список профессий до 1 января года, в течение которого необходимо проведение запланированного периодического медосмотра, представляется в организацию здравоохранения, которая направляет нанимателю график проведения периодических медосмотров не позднее 1 февраля этого же года. На основании списка профессий и графика проведения периодических медосмотров составляется список работников, подлежащих периодическому медосмотру. Данный список за 15 дней до начала периодического медосмотра направляется в организацию здравоохранения.

Проведение внеочередных медосмотров может быть инициировано нанимателем, работником или организацией здравоохранения только при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых содержится в п. 23 Инструкции. В качестве примеров можно привести такие основания, как изменение условий труда, длительная нетрудоспособность, ухудшение состояния здоровья, угроза распространения инфекционных заболеваний, выход работника по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Следует обратить внимание, что п. 11 Инструкции устанавливает особое требования для лиц, направляемых на работы вахтовым методом — они обязаны пройти  предварительный медосмотр не позднее чем за 10 дней до их отъезда на место работы. В остальных случаях в соответствии с п. 12 и 15 Инструкции периодические медицинские осмотры в зависимости от характеристики работы выполняются в следующие сроки:

-           работники, занятые в течение 10 и более лет на работах с условиями труда, класс (степень) вредности или опасности которых установлен по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проходят периодические медосмотры 1 раз в 5 лет;

-          работники, занятые на работах, для выполнения которых обязательны медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний, проходят периодические медосмотры 1 раз в год;

-          работники при выполнении работ, связанных с воздействием вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры, проходят периодические медосмотры в сроки, установленные в вышеназванных Перечне факторов и Перечне работ.

В случае отсутствия прямого указания на сроки проведения периодических медосмотров в Перечне факторов согласно абзацу 3  п. 12 Инструкции, они проводятся с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда работающих, а именно:

  • 1 раз в год — в случае отнесения условий труда к вредным третьей или четвертой степени (классы 3.3, 3.4) или опасным (класс 4);
  • 1 раз в 2 года — в случае отнесения условий труда к вредным первой или второй степени (классы 3.1, 3.2);
  • 1 раз в 3 года — в случае допустимых условий труда (класс 2).

Часть 2 ст. 228 ТК предусматривает предоставление работникам правовых гарантий на время прохождения медицинских осмотров в виде сохранения места работы (должности) и среднего заработка.

В соответствии с п. 5 Инструкции обязательные медосмотры проводятся государственными организациями здравоохранения, имеющими выданное в порядке, предусмотренном законодательством, специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг — экспертная медицинская деятельность (освидетельствование на профпригодность).

 

Если работник отказывается…

В соответствии со ст. 36 Закона о санитарно-эпидемическом благополучии населения, руководители организаций и ИП обязаны обеспечивать условия для своевременного прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров и несут ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр или признанных непригодными по состоянию здоровья к работам с вредными и неблагоприятными производственными факторами.

Действующее законодательство предусматривает ряд правовых норм в качестве механизмов реализации названной обязанности нанимателя, позволяющий применять меры воздействия к лицам, уклоняющимся от прохождения обязательных медосмотров.

В соответствии со ст. 36 Закона о санитарно-эпидемическом благополучии населения, лицо, не прошедшее обязательный медицинский осмотр, не допускается к работам и контакту с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами. Согласно ст. 49 ТК наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего медицинский осмотр. За период отстранения от работы заработная плата работнику начислена не будет, за исключением случаев отсутствия в этом вины работника.

Отстранение от работы (недопуск к работе) по вышеназванному основанию будет осуществлен нанимателем и в том случае, если работник не прошел обязательный медосмотр не по своей вине. Например, в случае если в нарушение п. 9 Инструкции наниматель не выдал лицу, поступающему на работу, соответствующее направление на обязательный медосмотр, а также в случае болезни работника или если имели место иные уважительные причины, препятствовавшие прохождению медосмотра. Однако в соответствии с ч. 5 ст. 49 ТК в этих случаях работнику будет произведена оплата за все время отстранения от работы в размере не ниже 2/3 установленной ему тарифной ставки (оклада).

Следует обратить внимание, что в случае отстранения работника от работы в соответствии со ст. 49 ТК без достаточных на то оснований, на должностное лицо, виновное в незаконном отстранении от работы, возлагается обязанность возместить причиненный ущерб, что закреплено в ст. 245 ТК. В соответствии со ст. 244 ТК при таких обстоятельствах размер ущерба, причиненного работнику, будет равен размеру среднего заработка за все время незаконного отстранения от работы.

В качестве меры воздействия к работнику, отказавшемуся от прохождения обязательного медосмотра, могут быть применены и меры дисциплинарного взыскания. Поскольку отказ работника от прохождения обязательного медосмотра является дисциплинарным проступком согласно ст. 197 ТК (противоправным, виновным неисполнением или ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей), наниматель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание в соответствии со ст. 198 ТК. Такая правовая оценка действий работника подтверждается и п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001  № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде», в соответствии с которым нарушением трудовой дисциплины является среди прочего и отказ или уклонение без уважительных причин от прохождения обязательного медосмотра.

Выбор меры дисциплинарного взыскания остается за нанимателем, при этом обязательно учитывается поведение и предшествующая работа уклоняющегося или отказавшегося от прохождения медосмотра работника, а также обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, что закреплено ч. 3 ст. 198 ТК. Кроме того, как следует из ч. 4 ст. 198 ТК, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания возможно применение и других мер, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.

До применения к работнику меры дисциплинарного взыскания, наниматель обязан истребовать от него письменное объяснение, отказ от дачи которого, не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей (ст. 199 ТК).

В соответствии с правилами ст. 199–200 ТК дисциплинарное взыскание применяется не позднее 6 месяцев с момента совершения и 1 месяца со дня обнаружения (без учета времени болезни работника или его пребывания в отпуске), оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя с указанием мотивов, и объявляется работнику под роспись в 5-дневный срок. Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением)  постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

В качестве крайней меры дисциплинарного воздействия работник, систематически уклоняющейся от прохождения медицинских осмотров, может быть уволен в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 198, п. 4 ст. 42 ТК. В качестве обязательного условия применения такой меры п. 4 ст. 42 ТК указывает факт применения ранее к работнику мер дисциплинарного взыскания. Таким образом, работник, отказавшийся от прохождения обязательного медосмотра, может быть уволен, если к нему уже применялась любая из мер дисциплинарного взыскания вне зависимости от характера совершенного ранее проступка. При принятии решения об увольнении работника на основании ч. 4 ст. 42 ТК, безусловно, следует учитывать, что работник считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию при его погашении в соответствии со ст. 203 ТК, а именно, если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не подвергался новому дисциплинарному взысканию.

"Личный юрист", № 1/2012