Нарушение сроков проведения аттестации рабочих мест по условиям труда: последствия для работника и нанимателя

Автор: Максим ШЕЛКОВИЧ, юрист.

Граждане Республики Беларусь имеют право на здоровые и безопасные условия труда. Это право закреплено в ст. 41 Конституции Республики Беларусь.

Реализуется оно через институт охраны труда, включающий мероприятия по улучшению условий труда, источником разработки и реализации которых служат результаты оценки условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация).

В настоящее время аттестация проводится в соответствии с Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 (далее — Инструкция по оценке условий труда), которая определяет аттестацию как систему учета, анализа и комплексной оценки на рабочих местах всех факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работника в процессе трудовой деятельности. Результаты аттестации, проведенной в соответствии с названной инструкцией, действительны в течение 5 лет с даты издания приказа об утверждении ее результатов.

 

Цели проведения аттестации

Кроме разработки мероприятий по улучшению условий труда, как следует из содержания п. 5 Инструкции по оценке условий труда, результаты оценки труда при аттестации используются для следующих целей.

Во-первых, это определение права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, а также обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников.

Право работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда установлено ст. 12 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон о пенсионном обеспечении), которая в качестве обязательного условия включает результаты аттестации рабочих мест. Обязанность нанимателя по профессиональному страхованию работников в результате аттестации вытекает из ст. 5 и 6 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании», которыми установлено, что по результатам аттестации подлежат профессиональному пенсионному страхованию:

  • работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (по спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей);
  • работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (по списку производств, работ, профессий, должностей и показателей);
  • работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах (по перечню текстильных производств и профессий).

Во-вторых, это определение права работника на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Пункт 1.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2008 № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы» прямо устанавливает, что дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется работникам на основании аттестации, продолжительность такого отпуска определена в приложении 1 и зависит от класса (степени) вредности или опасности условий труда.

Следующей целью проведения аттестации является определение права работника на сокращенную продолжительность рабочего времени.

Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.12.2007 № 170. Как следует из п. 2 названного постановления, право на сокращенную продолжительность рабочего времени по данному списку наступает только в случае, если производство, цех, профессия и должность указаны в названном списке и условия труда отнесены к вредным и (или) опасным в установленном законодательством порядке.

И последняя цель, для которой может проводиться аттестация рабочих мест по условиям труда, — определение права работника на оплату труда в повышенном размере.

В соответствии с п. 95 Инструкции по оценке условий труда, доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются в зависимости от класса и степени вредности условий труда в процентах от тарифной ставки первого разряда, установленной в организации, но не ниже чем от тарифной ставки первого разряда, установленной Правительством Республики Беларусь. Размеры доплат указаны в Приложении № 8 к Инструкции по оценке условий труда.

 

Упустил наниматель — исправит госорган

Статьей 76 Закона о пенсионном обеспечении установлена обязанность работодателей своевременно оформлять документы о результатах аттестации, закреплена материальная ответственность перед пенсионером за причиненный ущерб. Эта ответственность реализована в нормах Инструкции о прядке расчета и возмещения расходов на выплату пенсий за работу с особыми условиями труда, назначенных с учетом периодов работы, в течение которых по вине работодателя не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.06.2007 № 94 (далее — Инструкция о порядке расчета и возмещения расходов). В соответствии с п. 3 этого документа фактическая занятость работника в особых условиях труда за период, в течение которого не проведена аттестация (неаттестованный период), устанавливается органами государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь.

Следует обратить внимание на абзац 6 п. 5 Инструкции о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.07.2005 № 86. Он устанавливает, что, если неаттестованный период затрагивает период времени до 01.01.2009, в подготовке заключения о фактической занятости в особых условиях труда должен участвовать уполномоченный представитель профсоюза.

Объем исследуемых документов и порядок проведения такой экспертизы можно рассмотреть на примере.

Пример

В отдел Минской городской государственной экспертизы условий труда для установления фактической занятости в качестве электромонтера по ремонту и монтажу кабельных линий ПО «М» за неаттестованный период в условиях, предусмотренных Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536 (далее — Список № 2), обратился гражданин К.

В соответствии с заключением по результатам экспертизы условий труда, проведенной при участии заместителя председателя Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, установлено следующее.

Согласно записям в трудовой книжке, приказам, гражданину К. с 01.11.1987 в связи с введением новых тарифных условий оплаты труда был установлен 4 разряд электромонтера по ремонту и монтажу кабельных линий; с 01.05.1989 он был переведен в составе бригады по ремонту и строительству кабельных линий из прорабского участка в службу энергохозяйства; с 01.10.1989 ему был присвоен 5 разряд электромонтера; с 24.04.2000 гражданин К. уволен с работы.

Профессия «электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий» (код 19859) предусмотрена ОКПДТР 1 86016 (ЕТКС 09 «Эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии. Ремонт оборудования электростанций и сетей») и ОКРБ-006-96 (ЕТКС 09 «Эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии. Ремонт оборудования электростанций и сетей»).

Лицевые счета, табели учета рабочего времени за период с 01.01.1992 по 24.04.2000 подтверждают занятость К. полный рабочий день в качестве электромонтера по ремонту и монтажу кабельных линий.

Списком № 2 (глава 9 раздела I) предусмотрена профессия «электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий» (код 19859), занятый на работах по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и поливиниловыми оболочками.

Так как оборотно-сальдовые ведомости, товарно-транспортные накладные и накладные на получение мастером службы энергохозяйства расходных материалов за период 1992–2003 гг. не были представлены, экспертиза условий труда была проведена по документам за период 2005–2008 гг. Материальные отчеты энергослужбы, товарно-транспортные накладные за 2005–2008 гг. подтверждают работу электромонтеров по монтажу и ремонту кабельных линий с использованием освинцованного кабеля и кабелей с полиэтиленовыми и поливиниловыми (поливинилхлоридными) оболочками. Согласно описанию операций, выполняемых при монтаже, утвержденных главным инженером Службы энергохозяйства от 08.06.2005, электромонтеры по монтажу и ремонту кабельных линий выполняют работы по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и поливиниловыми (поливинилхлоридными) оболочками. В соответствии с письмом службы энергохозяйства от 18.11.2011 № 03-05/111 технологический процесс, применяемое оборудование и условия труда на рабочих местах электромонтеров по монтажу и ремонту кабельных линий, в том числе гражданина К., за период с 01.01.1992 по 31.01.2008 не менялись.

Аттестация на рабочем месте электромонтера по ремонту и монтажу кабельных линий была проведена в 1992 г., в 1998 г., в 2003 г. Общая оценка условий труда на рабочем месте электромонтера по ремонту и монтажу кабельных линий по данным указанных аттестаций составила более 6.0 баллов. Период работы К. с 01.01.1996 по 12.03.1998 является неаттестованным.

На основании изложенного отдел Минской городской государственной экспертизы условий труда подтвердил фактическую занятость К. в качестве электромонтера по ремонту и монтажу кабельных линий ПО «М» в условиях, предусмотренных Списком № 2 (на работе по спайке освинцованных кабелей с полиэтиленовыми и поливиниловыми оболочками) за неаттестованный период работы с 01.01.1996 по 12.03.1998 по результатам аттестации 1998 г. в дни его фактической занятости в течение полного рабочего дня.

 

Ответственность нанимателя и возмещение работнику ущерба

Инструкция о порядке расчета и возмещения расходов закрепляет порядок возмещения ущерба, причиненного вследствие несвоевременной аттестации. Заключение органов государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, подтверждающее фактическую занятость работника в особых условиях труда за неаттестованный период, направляется в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства работника, обратившегося за назначением пенсии, и работодателю, по вине которого не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. С учетом заключения орган по труду, занятости и социальной защите рассматривает вопрос о назначении работнику пенсии за работу с особыми условиями труда и определяет период, в течение которого работодателем производится возмещение расходов на выплату пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда.

Извещение о сумме выплаченной пенсии, назначенной с учетом заключения, ежеквартально направляется в территориальный орган Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, который осуществляет контроль за правильностью и своевременностью возмещения расходов на выплату пенсий, назначенных с учетом неаттестованных периодов. Работодатель, по вине которого не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, одновременно с уплатой обязательных страховых взносов за первый месяц, следующий за отчетным кварталом, перечисляет территориальному органу Фонда по месту постановки на учет сумму выплаченной пенсии, подлежащей возмещению.

Что касается ответственности нанимателя, то ст. 9.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) устанавливает ответственность за нарушение работодателем или уполномоченным им должностным лицом требований законодательства о своевременном оформлении документов о результатах аттестации, необходимых для назначения пенсий — наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.

Часть 3 ст. 9.19 КоАП наряду со штрафом от 20 до 50 базовых величин устанавливает также и ответственность юридического лица в виде наложения штрафа до 100 базовых величин. Состав упомянутого правонарушения образует непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя аттестации в установленных законодательством случаях.

Дела об административных правонарушениях обоих составов, в соответствии со ст. 3.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, рассматривает суд.

 

Регулировали, регулировали и не вырегулировали…

Таким образом, несвоевременное проведение аттестации лишает работника права на пенсию за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск, сокращенную продолжительность рабочего времени, оплату труда в повышенном размере, влечет административную ответственность и обязанность возмещения причиненного ущерба. Однако законодательством урегулирована только обязанность нанимателя по возмещению расходов на выплату пенсий за работу с особыми условиями труда, назначенных с учетом неаттестованных периодов работы.

В целом обязанность нанимателя представлять указанные выше гарантии, как следует, например, из анализа абзаца 3 п. 18 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253, привязывается к дате издания приказа по результатам аттестации. В то же время очевидно, что наниматель, игнорируя обязанность проводить аттестацию, лишает работника компенсационных выплат и социальных льгот, то есть фактически своим бездействием причиняет ему реальный ущерб. Очевидно также и то, что если заключение органов государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь является основанием для подтверждения фактической занятости работника в особых условиях труда за неаттестованный период и основанием для назначения работнику пенсии за работу с особыми условиями труда, оно должно быть достаточным основанием и для подтверждения права на дополнительный отпуск, сокращенную продолжительность рабочего времени и оплату труда в повышенном размере за неаттестованный период.

На основании изложенного полагается целесообразным рассмотрение вопроса о возмещении работникам ущерба, причиненного несвоевременной аттестацией рабочих мест, в порядке гражданского судопроизводства либо на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. В размер ущерба следует включить:

  • вследствие лишения права на сокращенную продолжительность рабочего времени — сумму оплаты за работу в сверхурочное время в соответствии со ст. 69 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК);
  • вследствие лишения права на оплату труда в повышенном размере — сумму невыплаченной заработной платы;
  • вследствие ограничения конституционных прав на отдых и справедливое вознаграждение за труд — компенсацию морального вреда.

Замена денежной компенсацией дополнительного отпуска за работу с особыми условиями труда, как известно, противоречит ст. 161 ТК. В этой связи представляется, что определение формы, порядка и размера компенсации вследствие лишения права на дополнительный отпуск могло бы разрешаться в суде посредством заявления соответствующего ходатайства.

"Личный юрист", № 4/2012

Еще по этой теме: Новые требования к условиям труда женщин