Служба в резерве через призму трудового законодательства

Автор: Александр ШИШКО, главный специалист юридического отдела Гродненского областного объединения профсоюзов.

В нашей стране установлен приоритет воинской службы перед другими видами государственной службы и трудовой деятельностью. Это выражается в прекращении гражданами работы, учебы и иной деятельности при призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на службу в резерве, на сборы, а также в повышенном уровне социальной защищенности граждан, проходящих военную службу, службу в резерве.

Прохождение службы в резерве регулируется:

  • Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее — ТК);
  • Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе», действующем сегодня в редакции Закона от 22.07.2003 № 229-З (далее — Закон о воинской обязанности);
  • Положением о порядке прохождения службы в резерве, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 10.03.2008 № 148;
  • Инструкцией о порядке применения в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь Положения о порядке прохождения службы в резерве, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 14.07.2008 № 58.

В данной статье мы рассмотрим этот институт (службу в резерве) в большей степени в его соотношении с трудовым законодательством.

Понятие службы в резерве

Согласно ст. 4 Закона о воинской обязанности воинскую обязанность исполняют граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к ее исполнению, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, политических и иных убеждений, а также граждане женского пола, отвечающие установленным требованиям и получившие подготовку по специальностям, необходимым для Вооруженных Сил и других воинских формирований.

Служба в резерве является одним из видов воинской службы, заключающийся в обязательном исполнении гражданами, подлежащими призыву на срочную военную службу, воинской обязанности путем прохождения службы в воинских частях, иных организациях Вооруженных Сил или транспортных войск Республики Беларусь на занятиях и учебных сборах в целях получения военно-учетной специальности без прекращения трудовой деятельности.

Резервист — гражданин, проходящий службу в резерве (ст. 1 Закона о воинской обязанности).

При нахождении на занятиях или учебных сборах, определяемых программами подготовки резервистов, они имеют статус военнослужащих, проходящих срочную военную службу.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о воинской обязанности призыв граждан на срочную военную службу, службу в резерве организует руководитель местного исполнительного и распорядительного органа совместно с военным комиссаром. Решение о призыве граждан на срочную службу или на службу в резерве принимают призывные комиссии.

Лица, подлежащие призыву на службу в резерве

На службу в резерве призываются граждане мужского пола, подлежащие призыву на срочную военную службу, в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не состоящие в запасе, в случае отсутствия потребности Вооруженных Сил, других воинских формирований в военнослужащих срочной военной службы.

Преимущественно на службу в резерве направляются:

  • призывники — высококвалифицированные работники организаций, деятели науки, культуры, искусства и спорта, с высшим образованием, имеющие ходатайство в адрес призывных комиссий от руководителей соответствующих республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных комитетов;
  • призывники, у которых сложное семейное положение, но которые не имеют по этой причине права на отсрочку от призыва на срочную военную службу.

Как показывает практика, в связи с призывом на срочную военную службу  высококвалифицированных  ведущих специалистов  наниматели вынуждены  принимать на работу специалистов, не имеющих  опыта практической работы,  что впоследствии  и отражается  на результатах работы  организаций и предприятий. В случае необходимости организация, предприятие вправе ходатайствовать о прохождении службы высококвалифицированного работника, специалиста в резерве.

Ходатайство следует направлять на имя военного комиссара в произвольной форме. Направленное ходатайство рассматриваются в период призыва.

Срок службы в резерве устанавливается:

  • для граждан, не имеющих высшего образования, — 3 учебных года;
  • для граждан, имеющих высшее образование,— 2 учебных года;
  • для граждан, прошедших обучение на военных кафедрах или факультетах по программам подготовки младших командиров и сдавших установленные программами подготовки экзамены, — один учебный год.

Год службы в резерве засчитывается резервисту непосредственно после прохождения полного курса занятий и учебного сбора для соответствующего учебного года и сдачи квалификационных экзаменов.

На военную службу, службу в резерве не призываются граждане, которые освобождены от призыва на военную службу, службу в резерве либо имеют право на отсрочку от призыва. В свою очередь, согласно ст. 31 Закона  о воинской обязанности от призыва на военную службу, службу в резерве освобождаются граждане:

  • признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе с исключением с воинского учета;
  • отцы, матери, родные братья или сестры которых, являясь военнослужащими, лицами начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, погибли или умерли либо стали инвалидами I или II группы в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане, имеющие право на освобождение от призыва по этому основанию, могут быть призваны на военную службу, службу в резерве по их желанию;
  • проходящие или прошедшие альтернативную службу;
  • прошедшие военную службу или иным образом исполнившие воинскую обязанность в другом государстве.

Призыву на военную службу, службу в резерве не подлежат граждане:

  • отбывшие наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы, общественных или исправительных работ, ограничения свободы или ареста;
  • имеющие судимость;
  • в отношении которых судом применены принудительные меры безопасности и лечения, — в течение срока применения этих мер;
  • в отношении которых осуществляется уголовное преследование или уголовное дело передано прокурору для направления в суд либо осуществляется судебное производство.

Отсрочка

В соответствии со ст. 32 Законао воинской обязанности отсрочка от призыва граждан на  срочную военную службу, службу в резерве предоставляется гражданам:

  • по состоянию здоровья;
  • для продолжения образования;
  • по семейному положению;
  • для получения военно-технических специальностей;
  • в связи с осуществлением депутатских полномочий;
  • на основании указов Президента Республики Беларусь.

Отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве по состоянию здоровья предоставляется гражданам, признанным в установленном порядке временно негодными к военной службе, службе в резерве по состоянию здоровья, на срок до одного года.

В свою очередь, отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве для продолжения образования предоставляется:

  • учащимся учреждений общего среднего образования, учреждений профессионально-технического образования — на период обучения;
  • учащимся учреждений среднего специального образования, студентам учреждений высшего образования, обучающимся на I ступени высшего образования в очной форме получения образования, — на период обучения;
  • гражданам, рекомендованным для поступления на II ступень высшего образования (в магистратуру), — в год окончания учреждения высшего образования;
  • гражданам, поступающим в аспирантуру, докторантуру впервые, — в год поступления;
  • студентам учреждений высшего образования, обучающимся на II ступени высшего образования (в магистратуре), а также аспирантам, докторантам — на период обучения;
  • гражданам, обучающимся на подготовительных отделениях учреждений высшего образования дневной формы получения образования, — один раз на период обучения и сдачи вступительных испытаний в учреждения высшего образования в год окончания обучения;
  • выпускникам учреждений общего среднего образования, учреждений профессионально-технического образования и учреждений среднего специального образования — до 1 сентября года окончания учреждения образования;
  • гражданам, обучающимся в учреждениях образования в очной форме получения образования за границей, — на период обучения.

Гражданам, отчисленным из учреждений образования по инициативе учреждений образования, в том числе находящимся за границей, отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве для продолжения образования повторно не предоставляется.

Согласно действующему законодательству отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве по семейному положению предоставляется гражданам, имеющим:

  • нетрудоспособных родителей либо других членов семьи, нуждающихся по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной (медико-реабилитационной экспертной) комиссии в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) и не находящихся на полном государственном обеспечении, — при отсутствии других трудоспособных лиц, проживающих на территории Республики Беларусь, обязанных в соответствии с законодательством Республики Беларусь содержать указанных членов семьи и заботиться о них независимо от того, проживают они вместе с ними или отдельно, либо при наличии таких лиц, которые проходят срочную военную службу, службу в резерве;
  • жену во время беременности, при наличии подтверждающих документов;
  • жену и ребенка в возрасте до 3 лет;
  • жену-инвалида I или II группы;
  • ребенка-инвалида;
  • ребенка, воспитывающегося без матери;
  • 2 или более детей;
  • мать (отца), не состоящую (не состоящего) в зарегистрированном браке и не имеющую (не имеющего) других трудоспособных детей, которая (который) имеет одного ребенка в возрасте до трех лет, или двоих и более детей в возрасте до 18 лет, или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, или ребенка старше 18 лет, являющегося инвалидом I или II группы, либо мать со сроком беременности 28 недель и более, которая не состоит в зарегистрированном браке и не имеет других трудоспособных детей;
  • одного или более родных братьев и сестер в возрасте до 18 лет либо старше 18 лет, если они являются учащимися учреждений общего среднего образования, учреждений профессионально-технического образования и учреждений среднего специального образования или инвалидами I или II группы, — при отсутствии других лиц, которые могли бы взять их на содержание.

Предоставление отпуска резервистам

Гражданам призванным или поступившим на срочную военную службу, службу в резерве, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде и иными законодательными актами Республики Беларусь. Так, согласно ч. 4 ст. 62 Закона о воинской обязанностина время прохождения резервистами занятий и учебных сборов руководители организаций по месту их работы обязаны предоставлять кратковременные отпуска без сохранения заработной платы. Предоставление работникам отпуска сохранения заработной платы на период прохождения службы в резерве оформляется приказом (распоряжением) нанимателя (ст. 152 ТК).

К какому виду следует относить кратковременный отпуск без сохранения заработной платы предоставляемый резервисту на время прохождения занятий и учебных сборов и включается ли данный отпуск в рабочий год, дающий право на предоставление трудового отпуска, — эти вопросы нередко возникают  у специалистов  кадровых служб при предоставлении работнику трудового отпуска, установлении доплат за продолжительность непрерывной работы.

Согласно ст. 183 ТК социальные отпуска работникам предоставляются в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей в соответствии с ТК. Право на социальные отпуска работников не зависит от продолжительности, места и вида работы, наименования и организационно-правовой формы организации. На время социальных отпусков сохраняется прежняя работа и в случаях, предусмотренных ТК или коллективным договором, соглашением, — заработная плата. Социальные отпуска предоставляются сверх трудового отпуска. Социальные отпуска предоставляются непосредственно за тот календарный год, в котором работник имеет на них право.

В свою очередь, к социальным отпускам в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 150 ТК  относятся отпуска:

  • по беременности и родам;
  • по уходу за детьми;
  • в связи с обучением;
  • в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
  • по уважительным причинам личного и семейного характера.

Также следует отметить, что перечень социальных отпусков, предусмотренных ТК, является исчерпывающим. Поэтому, кратковременный отпуск без сохранения заработной платы, предоставляемый резервисту на время прохождения занятий и учебных сборов в соответствии со ст. 62 Закона о военной службе, является самостоятельным видом социального отпуска, который регулируется специальным законом и не подпадает под действие ТК.

Согласно ст. 164 ТК  в рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, включается фактически отработанное время, к которому приравнивается:

  • время, которое работник не работал, но за ним согласно законодательству или коллективному договору сохранялись прежняя работа и заработная плата либо выплачивалось пособие по государственному социальному страхованию, за исключением времени отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
  • время предусмотренных законодательством или коллективным договором отпусков без сохранения заработной платы, если эти отпуска не превышают 14 календарных дней в течение рабочего года;
  • время оплаченного вынужденного прогула;
  • другие периоды, не отвечающие условиям п. 1 - 3 ч. 2 ст. 164 ТК, но в отношении которых, законодательством или коллективным договором, соглашением предусмотрено включение их в рабочий год.

На основании изложенного по общему  установленному правилу из рабочего года, дающего право на предоставление трудового отпуска, исключается время предусмотренных законодательством отпусков без сохранения заработной платы, превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года (п. 2 ч. 2 ст. 164 ТК).

Согласно ст. 63 ТК формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе дополнительные выплаты стимулирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (контракта).

 Разрешение вопроса в части включении периода прохождения резервистом занятий и учебных сборов в стаж работы для установления надбавок за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы) входит в компетенцию нанимателя и производится на основании положения, разработанного в организации.

За резервистами  в период прохождения занятий и учебных сборов сохраняется место работы (должность). В этот период резервисты не могут быть уволены по инициативе нанимателя, за исключением случаев ликвидации  организации.

В отличие от резервистов работникам, призванным или принятым на военную службу, при прекращении  с ними трудовых отношений по п. 1 ст. 44 ТКвыплачивается выходное пособие в размере  не менее 2-недельного пособия.

Лицам, уволенным с военной службы, в соответствии со ст. 342 ТК гарантируется:

  • сохранение в течение 3 месяцев со дня окончания состояния на военной службе за гражданами, работавшими до призыва на военную службу в государственных организациях, права поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до призыва на военную службу;
  • предоставление уволенным после прохождения срочной военной службы и принятым на прежнее место работы единовременной материальной помощи в размере не менее одной минимальной заработной платы;
  • предоставление уволенным из Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь после прохождения срочной военной службы первого рабочего места, если на момент призыва на срочную службу они не состояли в трудовых отношениях.  

Дополнительные гарантии для лиц, уволенных после прохождения воинской службы, содержатся в соглашениях, коллективных договорах.

К вопросу о сохранении за резервистами среднего заработка

Имеют место случаи, когда работники, проходящие воинскую службу в резерве, ставят перед нанимателем вопрос о выплате среднего заработка  за период прохождения занятий  и учебных сборов, обосновывая это тем что, за военнообязанными, призванными на военные и специальные сборы (ст. 339 ТК), сохраняется средний заработок по месту их работы.  

В ст. 101 ТК четко говорится о предоставлении работникам, привлекаемым к выполнению воинских обязанностей, гарантий в соответствии  с законодательством. Согласно ст. 339 ТК военнообязанными, призванным на военные и специальные сборы, за все время сборов, включая следование к месту проведения сборов и обратно, если это связано с выездом с постоянного места жительства, сохраняется место работы (должность) и выплачивается средний заработок по месту работы. За работниками, призванными на военные и специальные сборы, сохраняется прежнее рабочее место, они не могут быть уволены с работы по инициативе нанимателя со дня получения повестки о призыве до возвращения с военных и специальных сборов, за исключением случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. Однако при этом следует учитывать юридически значимый момент: кто же  в соответствии с законодательством фактически относится к категории военнообязанных, призываемым на военные и специальные сборы?

Согласно ст. 1 Закона о воинской обязанностивоеннообязанными являются граждане, состоящие в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований Республики Беларусь. Военные сборы, в свою очередь, представляют собой вид воинской службы, заключающийся в исполнении воинской обязанности военнообязанными путем подготовки их для назначения на высшие воинские должности, совершенствования знаний в военной области и освоения новых видов вооружения и военной техники, подготовки специалистов, необходимых для комплектования Вооруженных Сил и других воинских формирований на военное время, обслуживания вооружения и военной техники неприкосновенного запаса, участия в мероприятиях по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей, военных комиссариатов, иных организаций Вооруженных Сил, а также других воинских формирований. Специальные сборы — это вид воинской службы, заключающийся в исполнении воинской обязанности военнообязанными путем участия в мероприятиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 В ст. 67–69 Закона о воинской обязанности определены категории граждан, находящихся в запасе:

  • уволенные с военной службы, прошедшие службу в резерве;
  • прошедшие обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или факультета;
  • освобожденные от призыва на военную службу, службу в резерве;
  • не прошедшие военную службу по достижении ими 27-летнего возраста;
  • прошедшие альтернативную службу;
  • гражданеженского пола, имеющие военно-учетную специальность и др., категории запаса, предельный возраст состояния в запасе, разряды запаса.

Права и обязанности военнообязанных, призванных на военные и специальные сборы, устанавливаются Положением о порядке прохождения военных и  специальных сборов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2004 № 78, уставами Вооруженных сил. Перечень категорий граждан, которые освобождаются от прохождения военных и специальных сборов, определен в ст. 71 Закона  о воинской обязанности.

Таким образом, служба в резерве (как вид воинской службы, заключающийся в обязательном исполнении гражданами, подлежащими призыву на срочную военную службу, воинской обязанности  путем прохождения службы в воинских частях, иных организациях Вооруженных сил или транспортных войск Республики Беларусь на занятиях и учебных сборах в целях получения военно-учетной специальности без прекращения трудовой деятельности) имеет существенное отличие от  видов воинской службы — военные и специальные сборы.

На время прохождения резервистами занятий и учебных сборов руководители организаций, предприятий и учреждений по месту их работы обязаны предоставлять кратковременный отпуск без сохранения заработной платы (ст. 62 Закона о военной службе),за резервистами в период прохождения занятий и учебных сборов сохраняются место работы (должность), место учебы.

Как следует из правовых норм действующего законодательства Республики Беларусь, за работниками, призванными на службу в резерве, на период прохождения службы в резерве не предусмотрено сохранение средний заработной платы.

Возникают ситуации, когда военнообязанные работники имеют семейные обязанности, на их воспитании находятся несовершеннолетние дети старше 3 лет, и неоплачиваемый период прохождения службы в резерве существенно отражается на материальном положении семьи. В связи с этим на отдельных предприятиях, дополнительно для работников — членов профсоюза, имеющих семейные обязанности на локальном уровне, предусматриваются определенные гарантии по сравнению с действующим законодательством. Например, согласно п. 12.7 Коллективного договора ОАО «Г» определено оказывать материальную помощь семьям работников предприятия,  имеющим несовершеннолетних детей, в течение периода прохождения ими срочной военной службы, службы в резерве.

В заключение отметим, что такой институт, как служба в резерве, имеет существенное значение как для работников, так и для руководителей предприятий, организаций и учреждений. В связи с этим следует не только на законодательном уровне, но и в заключаемых в рамках социального партнерства соглашениях и коллективных договорах предусматривать дополнительные гарантии для работников, проходящих воинскую такую службу, и их семей. 

"Личный юрист", № 3/2013.