Порядок повышения минимальной заработной платы претерпел изменения

Автор: Алексей ПАВЛОВСКИЙ, юрист.

Законом Республики Беларусь от 24.04.2014 № 14-З внесены некоторые изменения в Трудовой кодекс Республики  Беларусь (далее – ТК), а также изложен в новой редакции Закон Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее – Закон).

Что касается ТК, то претерпела изменения лишь статья 59 – она изложена в новой редакции, согласно которой минимальная заработная плата (месячная и часовая) – это государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

Аналогичное определение содержится теперь и в новой редакции Закона. Кроме того, в Законе уточняется, что месячная минимальная заработная плата – это установленный законодательством низший размер оплаты труда работников за календарный месяц; часовая минимальная заработная плата – это рассчитанный из установленной законодательством месячной минимальной заработной платы низший размер оплаты труда работников за один час рабочего времени.

Согласно статьи 2 Закона его действие распространяется на всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.

Месячная минимальная заработная плата применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов, должностных окладов). Размер месячной минимальной заработной платы определяется с учетом:

  • экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей;
  • потребностей работников в материальных благах и услугах;
  • уровня занятости и производительности труда;
  • прогнозного значения роста потребительских цен;
  • уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по республике в целом.

Совет Министров Республики Беларусь с участием республиканских объединений нанимателей и профессиональных союзов при разработке прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь определяет соотношение размеров месячной минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета, обеспечивая ежегодное сближение их размеров. Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января с учетом положений Закона и соотношения размеров месячной минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета. Месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции. Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной минимальной заработной платы, но не ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного в соответствии с Законом.

В свою очередь, часовая минимальная заработная плата согласно статьи 5 Закона применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовых тарифных ставок (окладов, должностных окладов). Размер часовой минимальной заработной платы определяется нанимателем путем деления размера месячной минимальной заработной платы на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года, установленной для соответствующих категорий работников нанимателем в соответствии с законодательством о труде, и количества месяцев календарного года. Часовая минимальная заработная плата изменяется нанимателем при изменении размера месячной минимальной заработной платы, в том числе в связи с индексацией месячной минимальной заработной платы.

Определено, что минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется исключительно в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работников. Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется нанимателем при оплате труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, с учетом отработанного рабочего времени. Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с настоящим Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора. Перечень указанных выплат устанавливается республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области оплаты труда.

Статьей 7 Закона установлено, что минимальная заработная плата (месячная и часовая) выплачивается бюджетными организациями и иными организациями, получающими субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за счет средств соответствующих бюджетов, иными организациями – за счет средств, предназначенных на оплату труда.

Согласно Закону нарушение законодательства об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами. Споры по вопросам применения законодательства об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы рассматриваются комиссией по трудовым спорам и (или) судом.

Основные положения Закона вступают в силу 4 августа 2014 года.