Медиация в строительстве

Автор: Виктор КАМЕНКОВ, заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, медиатор, доктор юридических наук, профессор, журнал "Юридический мир", № 10/2015 - .

Высокая степень актуальности темы настоящей статьи не вызывает сомнения. Поскольку строительство со всеми его подвидами, взаимосвязанными в данной отрасли экономики и человеческой деятельности, объединяющее огромное количество людей, работающих в нем и соприкасающихся с ним, имеет один из наибольших потенциалов как для конфликтов, так и для применения медиации и иных альтернативных форм урегулирования споров.

 

При этом ни один из самых квалифицированных юристов не может не согласиться, что сфера строительных правоотношений — одна из наиболее сложных областей правового регулирования. А судебные «строительные споры» не только сложны, но и дорогостоящи как для сторон, так и для государства. Поэтому медиация в строительстве, причем как на самых ранних стадиях зарождения конфликтов, так и на самых последних этапах развития судебных споров, — это, конечно, не панацея, но действенное средство, ведущее к реальному уменьшению конфликтности в отрасли, в отношениях с партнерами, снижению финансовых, материальных, временных и иных потерь. Ведь медиация в широком смысле слова — это достигаемое за счет переговоров умение приходить в конфликтах и спорах к согласию, взаимовыгодному решению для конфликтующих сторон.

 

Строительство как составляющая экономики

Прежде чем обратится к существу медиации в строительстве, нужно реально представить, о чем будет вестись речь в целом. Каковы здесь системообразующие понятия, в чем заключается их суть.

Итак, строительство и медиация, медиация в строительстве.

Вначале обратим внимание на множественность и комплексный характер видов деятельности человека в строительстве. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»строительная деятельность (строительство) — это деятельность по1) возведению, 2) реконструкции, 3) ремонту, 4) реставрации, 5) благоустройству объекта, 6) сносу, 7) консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку 8) разрешительной и 9) проектной документации, 10) выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.К указанным видам деятельности еще необходимо дополнить планирование, разработку сметной документации, создание транспортной инфраструктуры и т.д.

Итак, 10–15 видов деятельности человека, 10–15 относительно самостоятельных сфер отношений. И каждая из них со своим специфическим и многочисленным кругом субъектов, огромным количеством физических и юридических лиц.

Из интервью первого заместителя Министра архитектуры и строительства Беларуси Кручанова А.И. мы узнаем, что «…по статистике, около 203205 тыс. человек работают в строительной сфере, а вообще занятых в строительной отрасли с индивидуальными предпринимателями, различными физлицами, которые по итогам года отчитываются, — около 400 тыс.». Эти данные совпадают с цифрами из другого источника: «Строительный комплекс в Республике Беларусь представлен более 6 тыс. строительных предприятий, свыше 1,4 тыс. предприятий и производств промышленности строительных материалов, 254 проектно-изыскательскими организациями с численностью работников около 400 тыс. человек (9,3% от всех занятых в экономике). В 2010 году он создавал 11% валового внутреннего продукта республики».

При таких цифрах о количестве субъектов с учетом показателей, характеризующих объемы строительных работ, конфликты и споры в строительстве объективно неизбежны. Причем конфликты как внутрисистемные (между структурами, входящими в систему Министерства архитектуры и строительства), так и внешние. И неотвратимость конфликтов и споров в строительстве признана официально, в том числе на уровне законодательства.

 

Нормативная база

О спорах и конфликтах в строительной отрасли и путях их разрешения принято довольно много нормативных правовых актов самого различного уровня, в том числе:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК) — правовые нормы о договоре строительного подряда, иных договорах, обязательствах и иные;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 06.06.2013 № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь» и другие правовые акты Президента Республики Беларусь;
  • Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 в редакции постановления от 30.06.201 № 875. В данном нормативном правовом акте прямо указано, что «…споры, возникающие при изменении или расторжении договоров, разрешаются путем переговоров, а в случае недостижения согласия — в судебном порядке» (п. 83). По своей сути в указанном постановлении Правительства установлен обязательный досудебный порядок урегулирования всех строительных споров путем переговоров. А это и есть медиация.

К приведенному перечню следует добавить и Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 58-З«О медиации» (далее — Закон о медиации), который в ст. 1 определяет, что

медиация —это переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения.

В свое время было принято также отдельное постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда», которое действует и сегодня.

 

Проблемы и причины их возникновения

Не менее важное, если не главное обстоятельство заключается в суммах потерь, которые в настоящее время по различным причинам несут строительные организации. Потерь, которые с помощью медиации могут радикально сократиться и даже превратиться в экономию. Что это за суммы?

Обратимся к материалам Министерства архитектуры и строительства Беларуси, где говорится о проводимой организациями министерства работе по изысканию дебиторской, в том числе просроченной задолженности: «Этот вопрос находится на постоянном контроле Минстройархитектуры. Ведомство регулярно направляет ходатайства в республиканские органы госуправления, облисполкомы, Минский горисполком с просьбой оказать содействие в ее погашении. Однако …несмотря на проводимую работу дебиторская задолженность имеет тенденцию к увеличению. Согласно статистическим данным на 1 марта, в целом по Минстройархитектуры она составляла 7,8 трлн руб., на 1 апреля — порядка 8 трлн руб. Наибольший рост дебиторской задолженности по промышленным предприятиям — 6,2 %, по строительным организациям — 1,2 %. Увеличились и общие цифры по просроченной дебиторской задолженности.

Такая ситуация, безусловно, оказывает негативное влияние на финансовое состояние организаций. Все идет по цепной реакции: заказчики объекта не рассчитываются со строительными организациями, те в свою очередь не рассчитываются с промышленными предприятиями, в результате это приводит к привлечению кредитных ресурсов. Так, за 3 месяца наши организации привлекли кредитов только в текущую деятельность в размере 2,3 трлн. руб. Как итог, из оборота предприятий вымываются немалые средства…».

Мы знаем также, что большой и больной проблемой остается превышение сроков строительства объектов и, как следствие, увеличение их стоимости, что, к сожалению, стало обычным явлением в практике долевого строительства и вызывает вполне объяснимое нежелание участников долевого строительства вносить денежные средства сверх сумм, первоначально определенных в договоре с застройщиком.Суть проблемы заключается в стремлении дольщиков через суды добиваться права не осуществлять полную оплату фактических затрат на строительство объектов и ограничиться выплатой только тех сумм, которые стороны первоначально определили в договоре.

Назовем еще вопросы, в связи с которыми складываются проблемные отношения у различных сторон со строителями или у строителей с ними:

  • правильное оформление отношений в часто используемой трехсторонней структуре: заказчик — генподрядчик — субподрядчик;
  • закупки и госзакупки;
  • завышение стоимости и качество строительных работ;
  • убытки в строительстве;
  • сертификация в строительстве.

Практикующие судьи называют следующие основные причины возникновения подрядных споров:

1) срыв сроков строительства и взыскание санкций за их нарушение;

2) ненадлежащее качество работы и отказ от гарантийного обслуживания;

3) несоответствие работ проектно-сметной документации и требованиям нормативно-технической документации;

4) ответственность за непредвиденные обстоятельства, в том числе осадки грунта, выход почвенных вод, пожар, стихийные бедствия, кражи и обрушения и пр.;

5) причинение ущерба третьим лицам;

6) простои, переработки и обоснование увеличения стоимости;

7) невыполнение работ после получения оплаты;

8) неоплата проведенных работ;

9) возврат авансовых платежей за работы, которые не произведены;

10) несоблюдение обязательных требований законодательства при заключении договоров.

Не меньше проблем и с трудовыми спорами в строительстве.

 

Особенности конфликтов

Нам важно заметить и всем заинтересованным лицам понять следующие характерные особенности конфликтов и правовых споров в строительстве.

Во-первых, с каждым годом они не просто усложняются, но и приобретают комплексный и, как правило, многосторонний характер, что требует длительного времени и больших финансовых затрат для их судебного разрешения. Поэтому объективно напрашивается не просто юридическое, а квалифицированное медиативное сопровождение каждого крупного строительного проекта и объекта. Именно медиация, используемая с ранних стадий выстраивания отношений строителей с их партнерами, способна предотвратить перерастание конфликтов в многолетние судебные споры.

Во-вторых, при разрешении строительных споров, как и иных, в государственном суде каждая из спорящих сторон основное время затрачивает либо на доказывание виновности другой стороны, либо на оправдание себя. В такой жесткой обстановке состязательности судебного процесса отношения сторон порой приобретают вместо партнерского характера оттенок противостояния, соперничества и вражды. А строительная отрасль должна быть нацелена на созидание, сохранение добрых деловых отношений. И на это нацелена медиация.

В-третьих, для судебного разрешения всех строительных споров, как правило, а иногда это требование законодательства, необходимо проведение одной или нескольких судебных экспертиз (строительно-технической, экспертизы проектно-сметной документации, экологической, экспертизы энергетической эффективности, бухгалтерской, экспертизы рыночной стоимости материалов) и многих иных. А это значительные дополнительные временные и финансовые расходы. И здесь медиация — реальный помощник. Потому что необходимость в экспертизах может отпасть. Такова практика во многих государствах мира.

В-четвертых, преимущество медиации в строительстве заключается еще и в следующем. Никто другой, кроме самих строителей и их партнеров, не знает тонкостей и нюансов взаимоотношениймежду ними. Поэтому лучше им договориться. А если нет, то поможет медиатор. Но не случайный. Например, в Финляндии при проведении медиации в службе медиации Ассоциации строителей Финляндии указывается, что один из медиаторов должен иметь опыт работы в сфере строительства.

В-пятых, без переговоров (то есть без медиации) практически невозможно разрешить в судах отдельные строительные споры, где одной из спорящих сторон выступают коллективы собственников (застройщиков, дольщиков и т.п.). Их актуальность, остроту и сложность подчеркивает даже сам факт принятия Главой государства отдельного указа. Известно, что по таким делам в переговорном процессе участвовали не только строительные организации и застройщики, но и исполнительные комитеты различных уровней, суды и иные органы власти, физические лица и др.

Кстати, отдельные сложные по своему содержанию судебные споры, в том числе строительные, в отдельных зарубежных странах совмещаются с так называемой судебной медиацией. Примирительные процедуры, совмещенные с судебной процедурой (court-annexedmediation). Назовем их судебной медиацией. Эта разновидность распространена в Англии, США, Японии, Хорватии и некоторых других странах. Суд обладает дискрецией устанавливать судебную процедуру и отправлять дела на медиацию, иногда даже без согласия сторон. Так, в Японии, чтобы расширить использование судебной медиации, Верховный суд вынужден проводить политику по активному вовлечению панели медиаторов для оценки дела и прогнозирования результатов его разрешения. Такая панель состоит из судьи и двух медиаторов, исследующих вопросы права, бизнеса, строительства и пр. Суд приглашает медиаторов с учетом их профессиональной принадлежности. Принятый в итоге медиативный протокол может быть исполнен.

Отдельные подобные примеры имеются и в практике белорусских судов. Причем медиация порой применяется судами на разных процессуальных стадиях, что подчеркивает ее доступность.

Можно утверждать, что в Республике Беларусь медиация «прижилась» и охватывает все больше сфер самых различных правоотношений (гражданско-правовые,коммерческие, семейные, трудовые конфликты, конфликты в уголовно-правовой сфере и т.д.). Отношения в строительстве не исключение. Ведь в данной области мы можем наблюдать самое интересное переплетение отношений, регулируемых самыми разными отраслями права. Перспективы для медиации в данной области самые благоприятные. Причем на взаимовыгодной основе.

Наш telegram-канал