Расширение института медиации для урегулирования споров и конфликтов

Автор: Николай ЛИМОЖ, юрист, журнал "Юридический мир" № 4/2020 - .

Развитие общественных отношений и правоприменительной практики в области урегулирования семейных споров и конфликтов с участием медиаторов в судах, в органах ЗАГС, в школьных конфликтах, во внесудебном порядке по обращениям граждан привело к необходимости дальнейшего расширения института медиации для урегулирования указанной категории споров. Этому призван поспособствовать Закон Республики Беларусь от 18.12.2019 № 277-З «Об изменении законов» (далее — Закон № 277-З).

 

Законом № 277-З внесены изменения в:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК);
  • Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — ГПК);
  • Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — ХПК);
  • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС);
  • Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК);
  • Закон Республики Беларусь от 20.09.2009 № 49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» (далее — Закон о порядке выезда и въезда);
  • Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 50-З «О медиации» (далее — Закон о медиации).

 

Претензионный порядок или медиация

В новой редакции ст. 10 ГК закрепляется положение о том, что соблюдение претензионного порядка урегулирования спора либо проведение медиации, если иное не установлено законодательными актами или договором, является условием реализации права на обращение в экономический суд, за исключением обращения в экономический суд с заявлением в случаях, предусмотренных законодательными актами, прокурора, государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов юридических лиц, иных организаций, ИП и граждан (п. 9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции»).

Основная роль досудебного урегулирования экономического спора заключается в предоставлении сторонам возможности самостоятельно урегулировать спорную ситуацию, не доводя ее до судебного разбирательства, что позволит оперативно урегулировать экономический спор и повлечет минимизацию затрат сторон, а также исключить судебные расходы.

Введение обязательного предъявления претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора) либо проведения медиации по выбору сторон до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) ИП, также согласуется с требованиями ч. 1 ст. 401 ХПК, согласно которой стороны, участвующие в экономическом споре, возникшем из гражданских правоотношений, до начала рассмотрения дела по существу могут передать его для урегулирования с участием медиатора. При этом порядок применения, а также порядок проведения медиации устанавливаются законодательством и соглашением сторон. Правила проведения медиации утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2013 № 1150.

 

Изменения в ХПК

В ХПК расширены возможности сторон обратиться к медиации после возбуждения дела в суде, рассматривающем экономические дела, со стадии подготовки дела к рассмотрению до вынесения решения по существу спора. В новой редакции ст. 2623 ХПК предусматривается, что

выдача судом исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения осуществляется только при условии соответствия его требованиям ХПК о мировом соглашении, при этом такое соглашение должно быть заключено с участием медиатора, включенного в Реестр медиаторов.

Суду, рассматривающему экономические дела, предоставляется право при отсутствии возражений сторон по своей инициативе в случае, если он посчитает целесообразным, предложить сторонам передать спор для урегулирования с участием медиатора (медиаторов) с вынесением соответствующего определения. Этому праву суда корреспондирует право сторон возразить против направления в медиацию. В этом случае дело рассматривается судом в установленном порядке.

Статья 151 ХПК дополнена основанием, при котором исковое заявление (заявление, жалоба) оставляется без рассмотрения, — вынесение судом определения о передаче спора для урегулирования сторонами с участием медиатора (медиаторов).

 

Гражданский процесс

В целях направления дополнительных усилий на сохранение семьи изложенные в ст. 5 ГПК задачи гражданского процессуального законодательства дополнены задачей воспитания граждан в духе сотрудничества при урегулировании споров. Во исполнение данной задачи и с целью более активной популяризации медиации предусматривается дополнительное информирование сторон о праве на использование медиации для мирного урегулирования споров и конфликтов. При согласии заинтересованных лиц их спор о защите нарушенного или оспариваемого права сможет передаваться на рассмотрение не только третейским судам, но также для урегулирования при содействии медиатора (медиаторов).

Закрепляется возможность для сторон установить в договоре проведение медиации в качестве досудебного порядка урегулирования спора. В этом случае по аналогии с соблюдением обязательного претензионного порядка урегулирования спора до обращения в суд либо заключения сторонами арбитражного соглашения суд при возбуждении производства по делу учитывает необходимость исполнения сторонами данного соглашения.

В случае передачи спора для урегулирования сторонами с участием медиатора (медиаторов) установлено, что, помимо возможности приостановления производства по делу, в случае ходатайства сторон суд может оставить иск (заявление, жалобу) без рассмотрения, что предоставит возможность сторонам в медиации обсуждать и вырабатывать условия урегулирования конфликта, не ограничиваясь исковыми требованиями. В этом случае возвращается уплаченная государственная пошлина, что позволит сторонам без затруднений реализовать право на обращение к медиатору. При этом после урегулирования спора в медиации стороны не обязаны возвращаться в суд для проведения процессуальных действий по прекращению производства по делу.

Как показывает практика,

добровольное исполнение медиативного соглашения имеет место в подавляющем большинстве случаев (до 90%), при этом следует учитывать, что в медиации урегулирование спора происходит по более широкому кругу вопросов, чем только исковые требования.

В целях предоставления сторонам дополнительных гарантий по исполнению достигнутых договоренностей в случае неисполнения добровольно медиативного соглашения, соответствующего требованиям гражданского процессуального законодательства и заключенного с участием медиатора, включенного в Реестр медиаторов, установлен отдельный вид судопроизводства — процедура выдачи исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения с уплатой государственной пошлины в размере 2 базовых величин. После проведения судебной проверки у суда имеется право выдать исполнительный документ либо отказать в этом. К слову, требования, предъявляемые к мировому соглашению, содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.06.2016 № 3 «О примирении сторон при рассмотрении судами гражданских и экономических споров».

В случае отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение медиативного соглашения констатируется право сторон на обращение в суд по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством.

 

Брачно-семейные отношения

Для создания и распространения в обществе правового обычая досудебного мирного урегулирования спора путем обращения к медиации в содержании ряда статей КоБС, которые предусматривают под собой договорное начало, предоставлена возможность урегулирования спора с участием медиатора, в том числе и при расторжении брака в период, предоставляемый сторонам судом для примирения. Направление супругов в установленный законодательством для примирения трехмесячный срок к медиатору позволит создать условия для его осуществления и профессионально способствовать налаживанию коммуникации между супругами. Установление процедуры достижения примирения позволит увеличить возможность сохранения семьи.

Закреплено общее положение об обязанности суда при предоставлении сторонам трехмесячного срока на примирение разъяснять супругам право на добровольное урегулирование спора с участием медиатора, включая их право на участие в информационной встрече. На информационной встрече с медиатором (до проведения медиации) стороны смогут от медиатора получить квалифицированное разъяснение преимуществ медиации, ее содержания, своих прав и возможностей. После участия в информационной встрече стороны принимают решение о проведении медиации и заключают для этого необходимые соглашение о применении медиации и соглашение с медиатором либо тем, кто проводил данное разъяснение, либо выбирают иного медиатора (медиаторов). При этом стороны свободны и вправе отказаться от проведения медиации.

Для целей сохранения семейных отношений аналогичное нормативное предписание, предусматривающее право супругов на участие в информационной встрече, установлено при обращении сторон с заявлением о расторжении брака в органы ЗАГС.

Активное информирование заявителей о возможности использовать медиацию для урегулирования споров и конфликтов в области семейных правоотношений позволит в тех случаях, когда это возможно, сохранить семейные отношения супругов, а в случае, если такой возможности уже не существует, — сохранить между бывшими супругами цивилизованные отношения, позволяющие в последующем решать мирным способом вопросы, затрагивающие интересы обеих сторон, их детей, родителей и т.п. В комплексе данные процессы послужат укреплению мирной среды в обществе.

 

Госпошлина

В НК введено основание возврата уплаченной государственной пошлины при обращении сторон к медиации, обусловленное вынесением определения о передаче спора для урегулирования сторонами с участием медиатора (медиаторов). Кроме того, за рассмотрение судом заявления гражданина о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение медиативного соглашения установлена ставка государственной пошлины в размере 2 базовых величин.

 

Изменения в порядке выезда и въезда в страну

Нормы ст. 7 и 8 Закона о порядке выезда и въезда дополнены основаниями для временного ограничения права гражданина на выезд из Республики Беларусь, если он является ответчиком по делу о возвращении неправомерно перемещенного в Республику Беларусь или неправомерно удерживаемого в Республике Беларусь ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа либо ребенком, в отношении которого рассматривается такое дело.

 

Изменения в Законе о медиации

В ст. 1 Закона о медиации закреплено понятие информационной встречи с медиатором, установлено, что информационная встреча с медиатором — это осуществляемая до проведения медиации беседа сторон (стороны) с медиатором, в ходе которой разъясняются цели, принципы и правила проведения медиации, права и обязанности сторон в медиации, функции, права и обязанности медиатора, порядок и правовые последствия заключения медиативного соглашения.

Закон о медиации дополнен ст. 91, где установлено, что

до проведения медиации стороны (сторона) могут принять участие в информационной встрече с медиатором, порядок проведения которой определяется правилами проведения медиации, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 2 Закона о медиации дополнена нормативным предписанием, устанавливающим возможность применения медиации в целях примирения супругов при расторжении брака.

Исходя из практики урегулирования споров путем медиации в Республике Беларусь, а также ориентируясь на иностранные данные о результативности медиации, можно надеяться, что активное использование медиации в сфере брачно-семейных отношений приведет к существенному снижению нагрузки на судебную систему и тем самым расходов на ее обеспечение. Но самое главное — предлагаемые законодательные изменения позволят создать в обществе наиболее благоприятные условия для сохранения семьи и сбережения семейных ценностей.

Из ст. 15 Закона о медиации исключен п. 5, поскольку, как уже говорилось, содержащиеся в нем нормативные предписания имплементированы в ГПК, а также ХПК. В то же время новая редакция п. 4 указанной статьи теперь устанавливает, что стороны медиативного соглашения в случае его неисполнения добровольно вправе обратиться в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством, за выдачей исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения.

Таким образом, положения Закона № 277-З направлены на содействие урегулированию споров в брачно-семейных отношениях мирным путем, сохранению семейных ценностей, созданию благоприятных условий для развития института медиации. Кроме того, реализация перечисленных выше новшеств на практике будет способствовать снижению количества обращений в суды, что в том числе послужит оптимизации нагрузки в судах и повышению доверия к институту медиации.

Закон № 277-З вступает в силу с 1 июля 2020 г. 

Наш telegram-канал