Организация работы с документами
Сегодняшний наш материал будет посвящен главе 8 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция), а именно теме организации работы с документами.
Организация документооборота
Пунктом 138.1 Инструкции определено, что документооборот – это движение документов в организации с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки или направления в дело. В свою очередь, электронный документооборот – это способ организации документооборота, при котором все документы или документы определенных классов в одной организации или в их совокупности (корпоративной системе) представлены в электронном виде и хранятся централизованно.
Установлено также, что организация документооборота должна отвечать следующим требованиям:
- оперативность прохождения документов;
- исключение не обусловленных необходимостью инстанций прохождения и действий с документами;
- соблюдение максимального единообразия порядка прохождения и обработки основных категорий документов.
Согласно предписаниям Инструкции прохождение и обработка основных категорий документов в организации должны осуществляться строго в соответствии со схемой прохождения документов, разрабатываемой службой ДОУ и утверждаемой руководством организации. Организация документооборота при применении средств автоматизации делопроизводства должна обеспечивать совместимость традиционной и автоматизированной обработки документов.
Регистрация документов
Регистрация документов – это запись учетных данных о документе в регистрационной форме, фиксирующая факт его создания, получения или отправки. Установлено, что регистрации подлежат входящие, исходящие и внутренние документы, требующие учета и исполнения. При этом документы регистрируются независимо от способа их создания, передачи или доставки. Нерегистрируемые документы включаются в перечень документов, не подлежащих регистрации, разрабатываемый службой ДОУ и утверждаемый руководителем организации. Примерный перечень документов, не подлежащих регистрации, определен согласно приложению 5 к Инструкции, он небольшой и включает в себя:
- документы оперативно-информационного характера (письма, сводки и др.), присланные для сведения;
- заявки, наряды, разнарядки;
- поздравительные письма и телеграммы;
- программы, планы, повестки заседаний, совещаний, конференций, иных коллегиальных мероприятий;
- пригласительные билеты;
- печатные издания (книги, журналы, газеты);
- рекламные материалы (листовки, программы, проспекты, извещения);
- письма организаций и индивидуальных предпринимателей с предложениями о сотрудничестве или оказании услуг;
- - информационные и справочные материалы (бюллетени, брошюры, информационные листки, проспекты изданий, авторефераты и др.);
- формы статистической отчетности и сопроводительная документация к ним.
Регистрация входящих, исходящих и внутренних документов в организации осуществляется централизованно в службе ДОУ. Децентрализованная регистрация документов допускается при территориальной разобщенности структурных подразделений организации. Децентрализованной регистрации подлежат также отдельные категории документов, регистрируемых в структурных подразделениях организации согласно разрабатываемому службой ДОУ и утверждаемому руководителем организации перечню документов, не подлежащих регистрации службой ДОУ (первичная и отчетная бухгалтерская документация, документация по материально-техническому снабжению и др.). Согласно пункту 139.6 Инструкции регистрация входящих и исходящих документов, передаваемых по каналам электросвязи (факсимильная связь, электронная почта и др.), производится в том же порядке, что и документов, передаваемых по почте или курьерской связью.
Для регистрации всех категорий входящих, исходящих и внутренних документов заполняется регистрационно-контрольная карточка (РКК) на бумажном носителе или в автоматизированной системе ДОУ, представляющая собой совокупность регистрационно-учетных сведений о документе, по форме согласно приложению 6 к Инструкции:
Примерная форма регистрационно-контрольной карточки
Лицевая сторона
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
Срок исполнения |
Название вида документа |
Автор (корреспондент) |
||||||||||||||||||||||||||||
Дата и индекс поступления |
Дата и индекс документа |
|||||||||||||||||||||||||||||
Заголовок (краткое содержание) |
||||||||||||||||||||||||||||||
Резолюция или кому направлен документ |
||||||||||||||||||||||||||||||
Отметка об исполнении документа |
Оборотная сторона
Контрольные отметки |
||
Фонд № |
Опись № |
Дело № |
В свою очередь, правила заполнения основных реквизитов РКК определены согласно приложению 7 к Инструкции:
ПРАВИЛА
заполнения основных реквизитов регистрационно-контрольной карточки
Реквизиты |
Пояснения к заполнению |
1 |
2 |
Название вида документа |
Заполняется в соответствии с названием вида регистрируемого документа. При регистрации писем графа не заполняется |
Автор (корреспондент) |
При регистрации поступившего документа записывается наименование организации - автора документа. При регистрации исходящего документа записывается наименование организации-корреспондента. Допускается применение сокращенного наименования организации |
Дата и индекс поступления |
Заполняется при регистрации входящего документа. Записываются дата и индекс, присвоенные документу организацией-получателем; переносятся из регистрационного штампа входящих документов |
Дата и индекс документа |
Записываются дата и индекс, присвоенные документу организацией-автором; переносятся с входящего или исходящего документа |
Заголовок (краткое содержание) |
Переносится заголовок, сформулированный на документе |
Резолюция или кому направлен документ |
Переносится текст резолюции руководителя |
Срок исполнения |
Проставляется дата (число, месяц, год), к которой документ должен быть исполнен. При регистрации исходящего инициативного документа записывается дата ожидаемого ответа |
Отметка об исполнении документа |
Кратко записываются решение вопроса по существу, дата и индекс документа-ответа |
Дело № |
Проставляется индекс дела, в которое помещен документ после исполнения в соответствии с номенклатурой дел |
Инструкция допускает, что состав реквизитов РКК может быть дополнен реквизитами: «Исполнитель», «Расписка исполнителя в получении документа», «Ход исполнения» и др. Порядок расположения дополнительных реквизитов на карточке определяется организацией.
Из РКК формируются справочные и контрольные картотеки и (или) автоматизированные базы (банки) данных, с помощью которых осуществляются справочная работа по документам и контроль за сроками их исполнения. Количество экземпляров РКК на бумажном носителе, заполняемой на документ, определяется числом справочных и контрольных картотек.
Журнальная форма регистрации документов допускается в организациях с незначительным объемом документооборота (до 600 документов в год). Журналы регистрации документов ведутся по формам согласно приложениям 8 и 9 к Инструкции.
Примерная форма журнала регистрации входящих документов
Дата поступления и индекс документа |
Корреспондент, дата и индекс поступившего документа |
Краткое содержание |
Резолюция или кому направлен документ |
Расписка в получении |
Отметка об исполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Примерная форма журнала регистрации исходящих и внутренних документов
Дата и индекс документа |
Корреспондент |
Краткое содержание документа |
Отметка об исполнении документа |
1 |
2 |
3 |
4 |
Установлено, что решение о выборе формы регистрации документов в организации (карточной или журнальной) закрепляется в локальном правовом акте.
Следует помнить, что при регистрации каждому документу присваивается регистрационный индекс, который представляет собой цифровое или буквенно-цифровое обозначение. Он включает в себя порядковый регистрационный номер, присвоенный документу при создании или получении, который может быть дополнен индексом дела по номенклатуре дел, индексом применяемого в организации классификатора корреспондентов, вопросов деятельности и тому подобным, а также другими поисковыми признаками.
Окончание см. здесь.