Гештальт цвета. Белый

Автор: Татьяна ФЕЩЕНКО.

Упоминание слова «гештальт» в разговоре о жизни офиса, возможно,  вызывает минутное недоумение. Мы привыкли слышать данное слово в рамках тем психологии и медицины, но уж никак не секретарских дел. Однако существует такое понятие, как «гештальт цвета».

Что такое цвет и цветовое пространство фирмы, каким образом окружающие нас цвета влияют на нашу работоспособность, наши желания, наше настроение, о том, что значат те или иные цвета и сочетания цветов в логотипах фирм, сайтах компаний, атрибутах офиса — обо всем этом мы постараемся рассказать нашей аудитории сегодня и в последующих номерах.

Что такое гештальт?

Гештальт (Gestalt) — немецкое слово, эквивалентом которого в русском языке является понятие «целостность». Это философия, теория и практика, дающая доступ  к глубинным слоям личностной структуры с возможностью ее изменения, а также к социальной «поверхности» личности.

Основатель гештальт-терапии — Фредерик (Фриц) Соломон Перлз. Он увидел человека как целостное явление, в котором одновременно и постоянно сосуществуют сознательное и бессознательное, тело и разум, противоречивые чувства, прошлое и планы.

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) — направление психологической науки, в основу которого легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Образно говоря, человек изначально воспринимает лес вообще и лишь затем может выделить отдельные деревья как части целого.

Достаточно давно известен тот факт, что между предпочитаемым оттенком цвета и нашим душевным состоянием существует связь. Определенное значение имеет и энергетика. По Фэн-Шуй каждый цвет соотносится с каким-то видом энергии. Кроме того, есть «теплые» цвета (оранжевый, красный, желтый), а есть «холодные» (синий, фиолетовый). Каждый из них на нашу психику воздействует по-разному. Одни вызывают расслабление и спокойствие, а другие — стимулируют активную деятельность.

Белый цвет

Если внимательно задуматься, проанализировав индивидуальное восприятие белого цвета, то наверняка у большинства людей с одинаковым менталитетом (славянин, например) сложится некое общее понимание определений белого: чистота, невинность, холод…

Вот что говорит нам о белом цвете «Энциклопедия знаков и символов»: «белый цвет — природный символ света и дня, замечательное воплощение истины и добра, чистоты и невинности, божественности и жертвенности, однако он же передает такие печальные понятия, как пустота, холодность и бледность смерти. Швейцарский ученый Макс Люшер, выделивший психологию цвета в отдельную науку, так оценивает внутреннее содержание этого цвета: «Белый цвет — разрешение, бегство и освобождение, белый — это чистая доска, разрешение проблем и новое начало». Также психологи утверждают, что белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий. Его фундаментальное качество — равенство, так как он вбирает в себя все цвета в равных долях. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру, дает свободу. Белый цвет осветляет, обновляет все цвета организма, помогает избавиться от скованности. Существует даже мнение, что бывает достаточно носить на себе одну белую вещь, и это будет способствовать внутреннему спокойствию, создавать непринужденность и раскованность, например, на собеседовании на новую работу. Известно, что если человек выбирает белый цвет, то он стремится освободиться от неприятностей.

Белый цвет управляет функциями эндокринной и зрительной систем. Белая одежда делает кожу намного мягче и нежнее. Белый цвет обладает целительными свойствами и с его помощью лечат болезни центральной нервной системы.

В мифологии этот цвет символизирует мудрость и доброту богов удачи, счастья и богатства (западнославянского Белобога, белорусского Белуна и др.), но в европейском фольклоре он ассоциируется с мертвенной бледностью нежити: вампиров, привидений, призраков и т.д. В христианстве белый цвет олицетворяет жизнь, добро, божественность, чистоту и невинность. Однако белый цвет ассоциируется и со смертью: у древних римлян, народов Востока и французских королев белые одежды — это знак траура по умершим, которых христиане облекали в белый саван, а мусульмане заворачивали в распущенную белую чалму. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких.  В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый цвет является цветом траура.

Как у любого цвета, у белого есть и свои негативные стороны воздействия на человека, которые вступают в силу в момент избытка белого. Потому что белый цвет в большом количестве — это бесплодность, скука, чопорность, разочарование и отрешенность. 

Белый цвет в интерьере офиса

Не секрет, что с помощью белого цвета можно визуально расширить помещение. Белый цвет оживляет и освещает темные помещения. Он дает ощущение чистоты и свежести, воздушности и невесомости. Он ассоциируется с дневным светом. Белый цвет позволяет украшать интерьер яркими цветными деталями. Цветовое сочетание с цветом кофе, терракоты и дерева создают дополнительное ощущение уюта, теплую атмосферу, придают интерьеру особое благородство.

Уникальность белого цвета состоит в том, что он позволяет создавать интерьеры практически в любом стиле — от минималистских,  до парадно-помпезных. Белый цвет широко использовался в интерьерах Европы и Америки 20–30-х годов, когда белые стены и мебель были символом аристократического образа жизни хозяев дома, признаком их богатства и изысканности. В минималистских интерьерах 60-х годов белый цвет использовался уже в совершенно новом качестве: в интерьерах с минимумом мебели и декора он был призван подчеркнуть рациональность и лаконичность просторных помещений. Присущ белый цвет и скандинавским интерьерам, для которых характерны простые и чистые линии, светлые и насыщенные цвета, натуральные материалы. Белый цвет здесь выступает как выражение комфорта, покоя и естественности.

Белый цвет всегда в моде, ему  отдают предпочтение по разным причинам: для одних — это способ удивлять и эпатировать, для других — возможность абстрагироваться от внешнего мира, укрывшись в своем идеально-белом пространстве.

С белизной связано представление об общепринятом, законном, истинном. Белый цвет также является символом торжественности и величия.

Офис, выдержанный в белых тонах с добавлением необходимых аксессуаров и элементов декора, даст посетителю ощущение  чистых помыслов работников, современности,  изысканности, внимательности работников офиса к поддержанию чистоты и порядка, созданию атмосферы уюта,  покоя, расслабленности. Однако, повторюсь, не переборщите с белым, иначе создадите совсем иное настроение у посетителей и работников.

Белый цвет в одежде

Белый цвет — воплощение чистоты, невинности и наивысшей простоты. Психологи утверждают, что «люди, предпочитающие белые одежды, склонны осторожно делать покупки и долго торговаться, они также критичны и дотошны». Если предпочитаете белый, вы натура романтичная, не терпите лжи, не прощаете предательства, фанатично аккуратны. Белый — это цвет самодостаточных людей. Люди, которые выбирают белый цвет в одежде, обладают глубоким умом и развитым воображением, а также такими качествами, как искренность, честность, деликатность. Белый цвет — цвет оптимизма. С помощью него вы всегда произведете положительное впечатление, так как с точки зрения психологии белый цвет нравится абсолютно всем. Но он же говорит о вашем желании вернуть молодость, время невинности, когда все только начиналось.

Почти каждый дресс-код компании предполагает белую рубашку у мужчин и белую блузку у женщин. Белый цвет богат различными оттенками, каждый может выбрать для своего рабочего гардероба по вкусу. Кроме того, белый цвет является нейтральным по отношению ко всем другим цветам и при правильном сопоставлении с другими оттенками он может подчеркнуть  положительные аспекты внешности каждой девушки и скрыть недостатки.

Составляя свой гардероб с акцентом на белый цвет, стоит учитывать все аспекты вашей внешности. Так, если вы светловолосы и светлокожи, имеете светлые глаза, то белый цвет будет смотреться тускло и скучно. Обладательницам темных волос, темных глаз и относительно светлой кожи будет к лицу одежда с холодным оттенком белого, а девушкам со смуглой кожей пойдет белый цвет теплых тонов. Такие оттенки белого, как белая шерсть, слоновая кость, кремовый цвет будут к лицу абсолютно любому человеку. Совмещая белый цвет  с другими цветами, следует учесть, что он хорошо сочетается со всеми яркими цветами, делает восприятие цвета нежнее, а в некоторых случаях контрастнее.

Белый цвет в логотипах и элементах сайта компаний

Не менее важным является воздействие на клиента цветов логотипа, атрибутов и сайта компании. Цвета могут устанавливать правильный тон и передавать необходимые эмоции клиентам, могут взволновать, вызвать множество чувств и стимулировать к действиям. Цвет является чрезвычайно мощным фактором воздействия на клиента. Мы привыкли к тому, что чаще всего белый цвет воспринимается как нейтральный, чаще его используют для удобочитаемости на сайтах, создания пространства в логотипах. Однако иногда следует более глубоко изучить цвет, прежде чем использовать его.

Итак, точечно еще раз остановимся на том, что значит белый в различных культурах:

  • · Европа: свет, брак, ангелы, врачи, больница, мир;
  • · Япония: траур, белая гвоздика символизирует смерть;
  • · Китай: траур, смерть;
  • · Индия: несчастья;
  • · Восток: похороны;
  • · Фэн-шуй: Янь, металл, смерть, призраки, траур, равновесие, уверенность.

Как это может повлиять на деятельность компании, ее взаимодействие с клиентами? Давайте рассмотрим простой пример. Сайт вашей компании собирается производить либо продавать некие товары, рассчитанные на целевую аудиторию двух стран: Франции и Индии. Логотип и сайт компании сделаны в белых тонах. Продажи во Франции пойдут удачно, ведь для представителей Европы белый цвет не что иное, как цвет современности, света, а значит и явности ваших намерений соблюсти честность сделки. Опять же белый цвет нынче в моде. Однако вызовет ли такое же ощущение атрибутика компании в Индии, где белый цвет — это цвет несчастья. Будет ли  потенциальный клиент с ориентацией на свою этнокультуру доверять сделку тому, кто сеет несчастье? Вряд ли… И это всего лишь маленький пример.

Поэтому, анализируя атрибуты компании, стоит уделить цвету большое внимание не только исходя из общепринятых норм и восприятия цвета, но и ориентируясь на потенциальных потребителей товаров и услуг компании. 

Наш telegram-канал