Гештальт цвета. Красный
Как известно, под красным цветом большинство людей подразумевает несколько разное. Ведь оттенков красного превеликое множество. Что обозначает красный цвет сам по себе, какие характеристики стоят за его оттенками — тема сегодняшнего нашего разговора.
«Оптический чистый красный проникновенен как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не обладающий легкомысленным характером желтого, используемого направо и налево…»
Кандинский «Uber das Geistige in der Kunst»
Красный цвет
Данный цвет очень активен и совсем не однозначен. Он символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, страсть, физическую силу, злость, сексуальность, чувствительность, агрессию и опасность.
В виде красного глинистого железняка он присутствовал в жизни человека с доисторического времени и применялся еще в пещерном искусстве. В русском языке слова «красный» и «красивый» являются однокоренными. Хорошо известны такие речевые обороты, как «красная девица», «красное словцо», «красно солнышко».
Выражение «красный день календаря» происходит от обычая помечать красными чернилами церковные праздники и даты.
С древности красный цвет считался цветом власти и мудрости. В Древнем Риме цезари носили тоги пурпурного цвета. У древних иудеев он был царским цветом, в православии символизировал божественное проявление. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару, например, в культурах Азии. В астрологии красный цвет соответствует знаку Марса. Красный — это цвет крови, и в некоторых культурах к нему очень благоволили: китайцы красили красным цветом свои знамена, а также талисманы, Мать Богиню в Индии изображают красным цветом. У крестоносцев в геральдике наличие красного цвета выражало любовь к Богу, к ближним, но также ярость и жестокость. Вообще, нужно заметить, что геральдика многих времен и государств весьма активно использовала красный цвет и его оттенки. В древних племенах тело умершего окрашивали в красный цвет, что обозначало его активность и после смерти.
В средневековом христианском искусстве красный является символом милосердия и Божественной любви. Красный — это цвет богослужений во время Страстной недели, Вербного воскресения, Воздвижения Креста Господня. Это также символ Святого Духа, ибо тот явился с небес подобно языкам пламени. Красный — это цвет мучеников, претерпевших гонения за веру (здесь красный выступает как символ пролитой ими крови).
Выражение «красная нить» идет от существовавшего в XVII веке обычая перевязывать официальные юридические или правительственные бумаги красной ленточкой.
Красный цвет считается мужским цветом, символизируя энергию ян, основу жизни. Одновременно он символизирует активность и энергию, динамизм и силу, крепость и решимость.
Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. Китайцы привязывали что-нибудь красное детям к кисти руки, приучая смотреть на этот цвет, как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной нитью, чтобы не болеть и чтобы никто не сглазил. В качестве возбуждающего средства красный весьма эффективен при лечении депрессии, подавленности и меланхолии. Нередко красные цвета успешно используются для лечения анемии и апатии: увеличивается число эритроцитов в крови, повышается физическая активность, улучшается пищеварение, растет аппетит. Красный цвет способствует работе желез внутренней секреции, выработке адреналина, связан с органами размножения, повышает температуру, делает мышцы эластичными, а суставы подвижными.
Оттенки красного цвета
Красный цвет имеет множество оттенков: бордовый, бургундский, кардинал, кармин, малиновый, фуксия, сиреневый, лиловый, сангина, терракота, цвет ржавчины, розовый, киноварь, амарант, вишневый, коралловый, гранатовый, багровый, алый и другие.
Алый сильно стимулирует чувственность, действует сильнее, чем красный. Люди, предпочитающие данный оттенок, имеют склонность к принятию бесповоротных решений и фанатизм. Малиновый — в нем присутствует легкий голубоватый оттенок; этот цвет не борется с жизнью, а любит ее; таким людям безразличен сам процесс получения желаемого, важно лишь достижение цели. Такие люди крайне искренни и верят в силу слов. Проблемы этого цвета — импульсивность и непредсказуемость. Огненный красный с оттенком желтизны — отличается чрезвычайным усердием, устремляется вперед, независимо от поставленной цели. Людей, предпочитающих такой цвет, отличает сила воли и пылкость. Проблема — он слишком пылок в своем усердии, оставляет за собой выжженную землю, сжигает и себя. Красно-коричневый оттенок отличается спокойной уверенностью в себе, энтузиазмом, не рассчитанным на произведение внешнего впечатления. При повышенном предпочтении этого цвета констатируется переутомление и истощение. Главная проблема — недостаточная целеустремленность. Темно-бордовый унаследовал от красного силу воли, а от коричневого — склонность к глубоким размышлениям. Его проблема — способность зацикливаться на давно прошедших неприятных событиях. Люди, предпочитающие темно-красный цвет, очень часто задаются вопросом «зачем?». Эти люди излишне снисходительны. Проблема — инертность и косность. Красный связан с холерическим типом темперамента, предпочтение красного цвета свойственно, как правило, экстравертам.
Красный цвет в его чистом виде более характерен для вкусов молодых. Если до 20 лет он часто ставится на первое место, а к 30 годам — несколько реже, то к 60 красный уже стоит где-то в середине цветового ряда предпочтений, также с возрастом изменяется и предпочтение ухода от чистого красного цвета к его более глубоким сложным оттенкам.
Отвержение же красного и других основных цветов свидетельствует о внутреннем неблагополучии, тревожности и невротизации, также это может говорить о раздражительности, фобиях, перевозбуждении и непереносимости сильных раздражителей.
Красный цвет в интерьере офиса
Красный цвет в чистом виде редко используется в интерьере офисных помещений, и этому есть простое объяснение. По данным исследований психологов, за счет возбуждения нервной системы красный вызывает вначале резкий подъем работоспособности. Например, производительность труда уже через 10 минут повышается на 26%. Однако при адаптации к красному цвету, коэффициент работоспособности снижается на 20%, а производительность труда — на 34% (после 20 минут адаптации). Появляется цветовое утомление, приводящее к дальнейшему понижению работоспособности.
Однако существует несколько оттенков, которые наиболее часто используются в дизайне интерьера. К таким оттенкам можно отнести: терракотовый, кирпично-красный, благородный винно-красный, алый. Безусловно, даже данные оттенки не могут быть приняты за основу цветовой палитры офиса, однако они могут быть использованы в качестве цветовых акцентов, например, какие-то канцелярские аксессуары красного цвета разбудят активность сотрудников.
Инфантильный розовый цвет расслабляет. Если вы не желаете, чтобы ваши сотрудники разленились и предались легкомысленным фантазиям, избегайте всего розового в пространстве офиса.
Говоря об оттенках красного в интерьере, не можем не заметить, что прохладный офис окнами на север можно «утеплить», используя терракотовый и прочие теплые оттенки красного цвета. Цвет, конечно, не согреет физически, но создаст иллюзию тепла, которая повлияет на субъективные ощущения людей в помещении. Окантовкой благородного темного бургундского цвета можно акцентировать стенды или фотографии достижений фирмы в сфере профессиональной деятельности. Главное — используйте красный цвет в интерьере офиса с умом и соблюдайте чувство меры. Красный символизирует уверенность в успехе, активную деятельность и значимость, однако переизбыток красного является своеобразным раздражителем — он провоцирует скандалы в рабочем коллективе и вызывает у посетителей чувство агрессии.
Красный цвет в одежде
Красный цвет нравится многим, но далеко не все решаются его носить. Красный — это цвет сильных, энергичных, активных людей, привыкших добиваться поставленных целей. Красный цвет в одежде призван привлечь внимание окружающих и дать им понять, что перед ними натура страстная, кроме того, именно красный, являющийся символом лидерства, заставляет окружающих прислушиваться к нам и принимать наше мнение. Психологи считают, что если в вашем гардеробе много красных вещей, то вы энергичны, импульсивны, динамичны и иногда агрессивны. Те люди, которые часто носят красное, полны оптимизма и жизненной энергии, всегда готовы к жаркому спору, чтобы отстоять свое мнение, и не всегда терпеливо относятся к людям с иной, отличной точкой зрения.
Красный — это стимулирующий и энергичный цвет, но в больших количествах он вызывает агрессию, так что не следует выбирать красное платье, если собираетесь носить его на работу. Ограничьтесь только одним красным предметом гардероба — юбкой, блузкой или пиджаком. Но не стоит одевать красное в офис, если дресс-код компании очень строг.
Если вы собираетесь выступать перед большой аудиторией, принять участие в телепередаче или давать телеинтервью, то также не следует одеваться в красный цвет — в этой ситуации он не будет смотреться достаточно эффектно. Наверняка отпугнет работодателя и красный костюм соискателя на вакантное место в его офисе. А вот если вам нужно сделать черно-белое фото на документ, то красная блузка подойдет для этого идеально.
Красный цвет в логотипах и элементах сайта компаний
Красный цвет является очень ярким и насыщенным. Чаще всего он используется для передачи страсти, огня, возбуждения, скорости и силы. Красный цвет считается «кричащим», он привлекает внимание и придает значимости. Ассоциируется с неустрашимостью, смелостью, опасностью, войной и энергией. Чаще всего этот цвет логотипа используется для продвижения энергетических напитков, машин, губной помады, страстной любви и опасных экстремальных видов спорта. Этот цвет олицетворяет удачу в Китае и считается цветом праздника и процветания. Логотип в красном цвете говорит об успешности. Однако его использование в дизайне логотипа не всегда оправдано, так как цвет может быть слишком ярким, агрессивным и провоцирующим, что для некоторых брендов нежелательно. Поэтому использовать красный цвет следует аккуратно. В своей символике у разных народов красный цвет подвергался разнообразным толкованиям, ввиду этого красный цвет в логотипе нужно с особой осторожностью использовать международным организациям, а также всем компаниям, ведущим экспортно-импортную деятельность. Из всех цветов, которые могут быть использованы в логотипе, красный имеет самое сильное действие на психику потребителя.
Из наиболее популярных логотипов сегодняшнего дня выполненных в оттенках красного можно назвать Canon, Adobe, Coca-Cola, MTC, Bugatti, Red Bull, Marlboro, Красный Крест.
Если говорить о красном цвете в дизайне сайтов, то здесь важную роль играет правильное сочетание красного цвета с другими цветами. Например, «чистый» красный в сочетании с белым и светлыми оттенками серого заставляет сконцентрироваться на красном как основном вне зависимости от количества данного цвета в дизайне. Сайт будет производить впечатление энергичности, создавать чувство драйва, возбуждения.
Относительное количество красного фона может возрастать в дизайне сайтов, рассчитанных на демонстрацию успешности, высокого статуса, надежности компании. Если требуется стимулировать посетителя сайта к совершению покупок или оформлению заказов, правильный выбор оттенков и элементов дизайна в красном цвете может стать мощным инструментом привлечения целевых посетителей на любой ресурс.