Гештальт цвета. Красный

Автор: Татьяна ФЕЩЕНКО.

Как известно,  под  красным цветом большинство людей подразумевает несколько разное. Ведь оттенков красного превеликое множество. Что обозначает красный цвет сам по себе, какие характеристики  стоят за его оттенками — тема сегодняшнего нашего разговора.

 

«Оптический чистый красный проникновенен как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не обладающий легкомысленным характером желтого, используемого направо и налево…»

Кандинский  «Uber das Geistige in der Kunst»

 

Красный цвет

 

Данный цвет очень активен и совсем не однозначен. Он символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, страсть, физическую силу, злость, сексуальность, чувствительность, агрессию и опасность.

В виде красного глинистого железняка он присутствовал в жизни человека с доисторического времени и применялся еще в пещерном искусстве. В русском языке слова «красный» и «красивый» являются однокоренными. Хорошо известны такие речевые обороты, как «красная девица», «красное словцо», «красно солнышко».

Выражение «красный день календаря» происходит от обычая помечать красными чернилами церковные праздники и даты.

 С древности красный цвет считался цветом власти и мудрости. В Древнем Риме цезари носили тоги пурпурного цвета. У древних иудеев он был царским цветом, в православии символизировал божественное проявление. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару, например, в культурах Азии. В астрологии красный цвет соответствует знаку Марса. Красный — это цвет крови, и в некоторых культурах к нему очень благоволили: китайцы красили красным цветом свои знамена, а также талисманы, Мать Богиню в Индии изображают красным цветом. У крестоносцев в геральдике наличие красного цвета выражало любовь к Богу, к ближним, но также ярость и жестокость. Вообще, нужно заметить, что геральдика многих времен и государств весьма активно использовала красный цвет и его оттенки. В древних племенах тело умершего окрашивали в красный цвет, что обозначало его активность и после смерти.

В средневековом христианском искусстве красный является символом милосердия и Божественной любви. Красный — это цвет богослужений во время Страстной недели, Вербного воскресения, Воздвижения Креста Господня. Это также символ Святого Духа, ибо тот явился с небес подобно языкам пламени. Красный — это цвет мучеников, претерпевших гонения за веру (здесь красный выступает как символ пролитой ими крови).

Выражение «красная нить» идет от существовавшего в XVII веке обычая перевязывать официальные юридические или правительственные бумаги красной ленточкой.

Красный цвет считается мужским цветом, символизируя энергию ян, основу жизни. Одновременно он символизирует активность и энергию, динамизм и силу, крепость и решимость.

Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. Китайцы привязывали что-нибудь красное детям к кисти руки, приучая смотреть на этот цвет, как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной нитью, чтобы не болеть и чтобы никто не сглазил. В качестве возбуждающего средства красный весьма эффективен при лечении депрессии, подавленности и меланхолии. Нередко красные цвета успешно используются для лечения анемии и апатии: увеличивается число эритроцитов в крови, повышается физическая активность, улучшается пищеварение, растет аппетит. Красный цвет способствует работе желез внутренней секреции, выработке адреналина, связан с органами размножения, повышает температуру, делает мышцы эластичными, а суставы подвижными.

 

Оттенки красного цвета

 

Красный цвет имеет множество оттенков: бордовый, бургундский, кардинал, кармин, малиновый, фуксия, сиреневый, лиловый, сангина, терракота, цвет ржавчины, розовый, киноварь, амарант, вишневый, коралловый, гранатовый,  багровый, алый и другие.

Алый сильно стимулирует чувственность, действует сильнее, чем красный. Люди, предпочитающие данный оттенок, имеют склонность к принятию бесповоротных решений и фанатизм. Малиновый — в нем присутствует легкий голубоватый оттенок; этот цвет не борется с жизнью, а любит ее; таким людям безразличен сам процесс получения желаемого, важно лишь достижение цели. Такие люди крайне искренни и верят в силу слов. Проблемы этого цвета — импульсивность и непредсказуемость. Огненный красный с оттенком желтизны — отличается чрезвычайным усердием, устремляется вперед, независимо от поставленной цели. Людей, предпочитающих такой цвет, отличает сила воли и пылкость. Проблема — он слишком пылок в своем усердии, оставляет за собой выжженную землю, сжигает и себя. Красно-коричневый оттенок отличается спокойной уверенностью в себе, энтузиазмом, не рассчитанным на произведение внешнего впечатления. При повышенном предпочтении этого цвета констатируется переутомление и истощение. Главная проблема — недостаточная целеустремленность. Темно-бордовый унаследовал от красного силу воли, а от коричневого — склонность к глубоким размышлениям. Его проблема — способность зацикливаться на давно прошедших неприятных событиях.  Люди, предпочитающие темно-красный цвет, очень часто задаются вопросом «зачем?». Эти люди излишне снисходительны. Проблема — инертность и косность. Красный связан с холерическим типом темперамента, предпочтение красного цвета свойственно, как правило, экстравертам.

Красный цвет в его чистом виде более характерен для вкусов молодых. Если до 20 лет он часто ставится на первое место, а к 30 годам — несколько реже, то к 60 красный уже стоит где-то в середине цветового ряда предпочтений, также с возрастом изменяется и предпочтение ухода от чистого красного цвета к его более глубоким сложным оттенкам.

Отвержение же красного и других основных цветов свидетельствует о внутреннем неблагополучии, тревожности и невротизации,  также это может говорить о раздражительности, фобиях, перевозбуждении и непереносимости сильных раздражителей.

 

Красный цвет в интерьере офиса

 

Красный цвет в чистом виде редко используется в интерьере офисных помещений, и этому есть простое объяснение. По данным исследований психологов, за счет возбуждения нервной системы красный вызывает вначале резкий подъем работоспособности. Например, производительность труда уже через 10 минут повышается на 26%. Однако при адаптации к красному цвету, коэффициент работоспособности снижается на 20%, а производительность труда — на 34% (после 20 минут адаптации). Появляется цветовое утомление, приводящее к дальнейшему понижению работоспособности. 

Однако существует несколько оттенков, которые наиболее часто используются в дизайне интерьера. К таким оттенкам можно отнести: терракотовый, кирпично-красный, благородный винно-красный, алый. Безусловно, даже данные оттенки не могут быть приняты за основу цветовой палитры офиса, однако они могут быть использованы в качестве цветовых акцентов, например, какие-то канцелярские аксессуары красного цвета разбудят активность сотрудников.

Инфантильный розовый цвет расслабляет. Если вы не желаете, чтобы ваши сотрудники разленились и предались легкомысленным фантазиям, избегайте всего розового в пространстве офиса.

Говоря об оттенках красного в интерьере, не можем не заметить, что прохладный офис окнами на север можно «утеплить», используя терракотовый и прочие теплые оттенки красного цвета. Цвет, конечно, не согреет физически, но создаст иллюзию тепла, которая повлияет на субъективные ощущения людей в помещении.  Окантовкой благородного темного бургундского цвета можно акцентировать стенды или фотографии достижений фирмы в сфере профессиональной деятельности.  Главное  —  используйте красный цвет в интерьере офиса с умом и соблюдайте чувство меры. Красный символизирует уверенность в успехе, активную деятельность и значимость, однако переизбыток красного является своеобразным раздражителем — он провоцирует скандалы в рабочем коллективе и вызывает у посетителей чувство агрессии.

 

Красный цвет в одежде

 

Красный цвет нравится многим, но далеко не все решаются его носить. Красный — это цвет сильных, энергичных, активных людей, привыкших добиваться поставленных целей. Красный цвет в одежде призван привлечь внимание окружающих и дать им понять, что перед ними натура страстная, кроме того, именно красный, являющийся символом лидерства, заставляет окружающих прислушиваться к нам и принимать наше мнение. Психологи считают, что если в вашем гардеробе много красных вещей, то вы энергичны, импульсивны, динамичны и иногда агрессивны. Те люди, которые часто носят красное, полны оптимизма и жизненной энергии, всегда готовы к жаркому спору, чтобы отстоять свое мнение, и не всегда терпеливо относятся к людям с иной, отличной точкой зрения.

 Красный — это стимулирующий и энергичный цвет, но в больших количествах он вызывает агрессию, так что не следует выбирать красное платье, если собираетесь носить его на работу. Ограничьтесь только одним красным предметом гардероба — юбкой, блузкой или пиджаком. Но не стоит одевать красное в офис, если дресс-код компании очень строг.

 Если вы собираетесь выступать перед большой аудиторией, принять участие в телепередаче или давать телеинтервью, то также не следует одеваться в красный цвет — в этой ситуации он не будет смотреться достаточно эффектно. Наверняка отпугнет работодателя и красный костюм соискателя на вакантное место в его офисе. А вот если вам нужно сделать черно-белое фото на документ, то красная блузка подойдет для этого идеально.

Красный цвет в логотипах и элементах сайта компаний

Красный цвет является очень ярким и насыщенным. Чаще всего он используется для передачи страсти, огня, возбуждения, скорости и силы. Красный цвет считается «кричащим», он привлекает внимание и придает значимости. Ассоциируется с неустрашимостью, смелостью, опасностью, войной и энергией. Чаще всего этот цвет логотипа используется для продвижения энергетических напитков, машин, губной помады, страстной любви и опасных экстремальных видов спорта.  Этот цвет олицетворяет удачу в Китае и считается цветом праздника и процветания. Логотип в красном цвете говорит об успешности. Однако его использование в дизайне логотипа не всегда оправдано, так как цвет может быть слишком ярким, агрессивным и провоцирующим, что для некоторых брендов нежелательно. Поэтому использовать красный цвет следует аккуратно.  В своей символике у разных народов красный цвет подвергался разнообразным толкованиям, ввиду этого красный цвет в логотипе нужно с особой осторожностью использовать международным организациям, а также всем компаниям, ведущим экспортно-импортную деятельность. Из всех цветов, которые могут быть использованы в логотипе, красный имеет самое сильное действие на психику потребителя.

Из наиболее популярных логотипов сегодняшнего дня выполненных в оттенках красного можно назвать Canon, Adobe, Coca-Cola,  MTC, Bugatti, Red Bull, Marlboro, Красный Крест.

Если говорить о красном цвете в дизайне сайтов, то здесь важную роль играет правильное сочетание красного цвета с другими цветами. Например, «чистый» красный в сочетании  с белым и светлыми оттенками серого заставляет сконцентрироваться на красном как основном вне зависимости от количества данного цвета в дизайне. Сайт будет производить впечатление энергичности, создавать чувство драйва, возбуждения.

Относительное количество красного фона может возрастать в дизайне сайтов, рассчитанных на демонстрацию успешности, высокого статуса, надежности компании. Если требуется стимулировать посетителя сайта к совершению покупок или оформлению заказов, правильный выбор оттенков и элементов дизайна в красном цвете может стать мощным инструментом привлечения целевых посетителей на любой ресурс.

Наш telegram-канал