Гештальт цвета: черный

Автор: Татьяна ФЕЩЕНКА.

Черный цвет — это, пожалуй, самый неоднозначный цвет из всех существующих. Он является ахроматическим и не входит в хроматическую шкалу тонов, однако может иметь оттенки, теплые или холодные тона. Атрибутика черного и белого значительно варьирует в зависимости от той или иной культуры, настроения человека, вида его деятельности. Разберем этот цвет более детально.

«Черный — это настоящая сенсация, даже если он не отражает ни одной частички света. Восприятие черного отличается от полного отсутствия всех ощущений.»

Герман фон Гельмгольц, немецкий физик, врач, физиолог и психолог

История и символы

У многих народов черный цвет является цветом горя, страданий, траура, смерти, несчастья. Примеров тому множество: черная кошка как символ предрекаемого насчастья, «черный мессы» сатанистов, форма СС в Германии и чернорубашечников в Италии. В христианстве черное одеяние монахов подчеркивает их аскетизм и скорбь, а сам черный цвет является символом дьявола и ада. Для буддистов данный цвет обозначает мрак невежества, который нужно победить используя технику медитаций. Индуизм видит в черном стремление к низменным чувствам, злобу и месть.

Однако далеко не все люди видят в этом цвете негатив. Например, в японской культуре символом опыта, благородства и жизненной мудрости является именно черный цвет. Знания и мудрость  для сторонников философии конфуцианства также окрашены в черный.

Черный цвет признан во многих странах как цвет деловой, отсюда черные автомобили у руководителей государства, черные фраки, наличие черного в дресс-коде крупных организаций.

 

Психология черного цвета

Психология данного цвета весьма двойственна.  Если человек находится в состоянии душевного равновесия, то даже обилие черного цвета вокруг него никак не скажется на его личности. Черный — это бесконечность, тишина, замирание, утешение, защищенность, тайна. Он дарит ощущение глубины и веса.

Человек, предпочитающий другим цветам черный,  обладает стойкостью характера, умением здраво относиться к некомфортности, ограничивать свои притязания. Он настойчив, прямолинеен, проявляет упорство в достижении цели, настроен на созидание.

Однако переизбыток черного вокруг любого человека приведет к дискомфорту, депрессии, угнетенному состоянию ума.

Сочетание черного с другими цветами может существенно менять психологическое восприятие окружающего. Так, например, черный в сочетании с желтым — это умственное превосходство, энергетический рывок; черный и красный — мощная физическая и сексуальная сила, неконролируемые эмоции; розовый с черным — статус, подчеркивание социального положения.

 

Черный цвет в интерьере и предметах офиса

Согласно фен шуй, черный цвет — это, в первую очередь, мистика, активная энергия силы, защиты. Он наделен энергией инь (женской пассивной энергией), принадлежит элементу воды и активен особенно в северном направлении любого помещения (именно на севере использование черного в элементах офиса будет способствовать возможности карьерного роста). Черный по фен шуй привносит энергию стабильности, фундаментальности в окружение, специалисты рекомендуют помещать акцентированно черные предметы на уровне глаз посетителей. Это могут быть черно-белые фотографии, мебель, зеркала с элементами черного цвета. Однако важно помнить, что даный цвет нужно использовать в ограниченных пропорциях по отношению к другим цветам, чтобы не отягощать атмосферу офиса и не создавать ощущения мрачности и давления на психику.

Из плюсов черного цвета в интерьере стоит отметить еще и тот факт, что  этот цвет позволяет сосредоточиться на решении сложных задач или внутренний кризисов. Черный выглядит деловым и серьезным, и при этом он весьма изящен, сексуален и изысканен. В правильно подобранных случаях он смотрится благородно и респектабельно.

Объекты черного цвета сильно поглощают свет, уменьшая при этом свой объем, вес и увеличивая визуально расстояния до смотрящего. Для мелких деталей и плоскостей в просторных помещениях это идеальный вариант, однако для маленького узкого помещения такой вариант будет неуместен. Нужно отметить и тот факт, что черный цвет лучше и легче смотрится на вертикальных поверхностях, а также в нижней части помещения, где он создает ощущение стабильности, устойчивости. Стильное и динамичное сочетание белого с черным в виде «зебры» также уместно для офиса и считается актуальным во все времена.

 

Черный цвет в одежде

Мнения о черном цвете  в одежде у психологов весьма противоречивы. С одной стороны, обилие черных вещей в гардеробе может говорить о неуверенности в себе, внутреннем кризисе, депрессии, грусти. С другой стороны,  мы живем в век, когда черный цвет стал символом классики и офисного стиляОсобая уравновешшеность данного цвета позволяет легко сочетать его с другими оттенками.Черный стал символом экстраординарности, непохожести на других, превосходства и власти, и, вместе с тем, изящества, мудрости.  Этот цвет сохраняет рабочую деловую дистанцию.

Прослеживается и связь черного цвета в одежде с сексуальной привлекательностью. В этом плане черный — это страсть, желание, завуалированый призыв. Думаю, каждая женщина имеет в своем гардеробе черное выходное платье.

Психологи советуют отказаться от черного в одежде, если вы являетесь работником телевидения, находящимся в кадре, так как внимание зрителей будет постоянно переключаться с лица человека на черные предметы его одежды.

Интересным фактом, связанным с ношением черной одежды, удивили и ученые из Университета Массачусетса.По их исследованиям, в которых приняли участие более 1 000 женщин, было установлено, что заниматься спортом лучше надев черный спортивный костюм, так как именно черный цвет в сочетании с физическими нагрузками помогает сбросить вес, поскольку включается ускоренный процесс метаболизма.  «Люди в черном» сбрасывали вес на 27% успешнее, чем те, кто предпочитал цветную одежду, и на 34% быстрее тех, кто надевал белую одежду.

 

Черный цвет и здоровье

Как уже говорилось ранее, обилие черного цвета вокруг оказывает давящее влияние на мозг, угнетает нашу нервную систему, вгоняет в депрессию, поэтому во всем нужна умеренность, в том числе и в контакте с черным цветом. Если же вы человек, легко поддающийся панике, вас мучают мигрени и страхи, то нужно максимально избегать пребывания в помещениях с черными потолками, узкими зачерненными проходами и темными лестницами, ведущими вниз, ибо это может усугубить ваше внутренне состояние тревоги и опасности.

Являясь, по сути, цветом ночи, черный в одежде хорош для сумерек, но вот днем вне помещения данный цвет блокирует проникновение в кожу электромагнитного излучения, поэтому для пребывания на улице лучше одеть что-то цветное. Не стоит игнорировать и существующее мнение о том, что постоянно ношение черного белья негативно сказывается на половой сфере, угнетая ее.

 

Черный цвет в логотипах и айдентике компаний

В дизайне этот цвет считается очень стильным. Особенно, если использовать черный в сочетании с белым. В наше время черный цвет является также очень модным. В логотипах данный цвет выглядит солидно, торжественно и стильно.

Стоит сказать о том, что, как правило, одним из вариантов каждого логотипа является его идентификация и «читаемость» в монохромном исполнении. И, если любой другой цвет в черно-белой печати даст оттенки серого,  увеличивая процент потери четкости определения логотипа, то черный как раз дает полную картину без малейшего процента искажения восприятия. То же можно сказать о черном в логотипах и по отношению к таким важным их качествам, как устойчивость к редукции (возможность значительного уменьшения знака без потери значимых элементов) и устойчивость к генерализации (возможность значительного увеличения знака без искажения значимых элементов).

Ввиду того что черный цвет отлично сочетается с большинством других цветов, дизайнеры часто используют его для двухцветных знаков и логотипов. Находясь радом с другими цветами, черный повышает их интенсивность. Рассмотрим некоторые наиболее часто встречаемые в айдентике сочетания:

• черный и белый — часто используется люксовыми брендами из мира моды (CHANEL, Gucci), финансовыми структурами; подчеркивает стиль (Apple) и консерватизм (газета Times);

• черный и красный — в определенном смысле агрессия, наделенная силой, мощью, знаниями. Такое сочетание будет успешно для компаний играющий на инфернальной тематике или для компаний в мире моды. С добавлением белого в это сочетание проявляются большая мягкость, уход от отрицательных эмоций (Эльдорадо, Медиа маркет) в представлении компаний с агрессивной политикой на рынке;

• черный и желтый — специфическое, «ядовитое» сочетание,  зарекомендовавшее себя только в двух направлениях деятельности компаний: производстве и продеже меда и машиностроении, механическом труде (Herts, Post, Raiffeisen bank, Билайн, Renault);

• черный и фиолетовый — специфика данного сочетания — доступная роскошь, полу-люксовые компании, предлагающие доступность в сочетании с удовлетвоернием ваших амбиций (Сваровски);

Нужно сказать и том, что часто в создании логотипов, палитры цветов для айдентики и сайта компании не используют открытые, явные сочетания черного с иным цветом, а создают смешаный цвет на основе черного либо зачерняют нужный цвет добавлением черного. Известны, например, такие красивейшие цвета на основе черного, как «мокрый асфальт», «берлинская лазурь», «прюнелевый», «гагатовый», «вороний глаз», «вороново крыло», «авантюрин».

Каким бы ни был цвет, важно умело и грамотно понимать его влияние на человека в разные времена и при разных обстоятельствах, знать его след в истории, символике,  разницу в восприятии разными культурами, осознавать  его силу и слабости, познакомиться с его воздействием на здоровье,  на состояние психологического комфорта. 

Наш telegram-канал