Сохранность электрооборудования: кто должен отвечать?
Проблема возмещения убытков, причиненных абонентом энергоснабжающей организации, довольно часто встречается в судебной практике. В свою очередь убытки могут быть причинены не только несанкционированным пользованием электроэнергии, но и несохранностью оборудования, и по другим причинам. В таких спорах принципиальное значение имеет то обстоятельство, насколько правильно документально оформлены все вопросы между сторонами.
Договор энергоснабжения — это договор, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация — это юридическое лицо, осуществляющее продажу тепловой энергии. Предметом договора энергоснабжения является порядок отпуска и потребления электрической энергии, права и обязанности энергоснабжающей организации и потребителя, санкции за невыполнение обязательств сторон, порядок расчетов. Условиями договора потребитель обязуется обеспечить на своей территории сохранность электрооборудования, воздушных и кабельных линий электропередачи, приборов учета электроэнергии и других электроустановок, принадлежащих энергоснабжающей организации. Согласно положениям договора при ликвидации либо реорганизации юридического лица или прекращении отдельных видов деятельности потребителя он обязан за 30 дней направить письмо в энергоснабжающую организацию о расторжении или изменении договора на отпуск и потребление электроэнергии.
Юридическая практика встречает случаи хищения или повреждения имущества энергоснабжающей организации, в результате чего возникает вопрос о том, кто должен отвечать: энергоснабжающая организация либо потребитель энергии?
Как указывалось выше, условиями договора энергоснабжающая организация может установить обязанность потребителя обеспечить на своей территории сохранность электрооборудования, воздушных и кабельных линий электропередачи, приборов учета электроэнергии, принадлежащих энергоснабжающей организации. Но сохранность электрооборудования следует устанавливать актом разграничения балансовой принадлежности. Одним из доказательств ответственности потребителя либо поставщика являются установленные обстоятельства, которые могут свидетельствовать о хищении имущества с территории, принадлежащей энергоснабжающей организации или потребителю.
В случае возникновения спора о сохранности электрооборудования энергоснабжающая организация полагает, что причиной возникновения убытков послужило ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств, предусмотренных условиями договора в части обеспечения сохранности имущества. Но на практике встречаются случаи ненадлежащего оформления документов, когда следствием этого становится невозможность (некорректность) установления балансовой принадлежности имущества, исходя из территории предприятия. Бывают случаи, когда энергоснабжающей организацией при попытке взыскания убытков не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что хищение имущества произошло на принадлежащей потребителю территории. Из акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, эксплуатационной ответственности сторон и определения категории надежности объектов электроснабжения потребителя установить обстоятельства, на которые ссылается энергоснабжающая организация, не всегда представляется возможным. Из акта может следовать, что объекты переданы потребителю от третьего лица. При этом сторонами, подписавшими названный акт, согласовано, что в дальнейшем оплату за электроэнергию обязуется платить третье лицо, а потребитель по договору энергоснабжения просит энергосбыт вывести вышеуказанные счетчики из договора энергоснабжения.
В соответствии со ст. 14 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное. В силу ст. 364 ГК должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Но в случае неправильного оформления документов при разрешении спора у энергоснабжающей организации отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований за счет потребителя. Само по себе содержание условий договора энергоснабжения о том, что потребитель обязуется обеспечить на своей территории сохранность электрооборудования, воздушных и кабельных линий электропередачи, приборов учета электроэнергии и других электроустановок, принадлежащих энергоснабжающей организации, не позволяет определить конкретное электрооборудование, воздушные и кабельные линии электропередачи, приборы учета электроэнергии и их месторасположение, ответственность за сохранность которых возложена на ответчика. И получается, что энергоснабжающей организацией не доказан довод о том, что хищение имущества произошло на территории и по вине потребителя.
Одним из оснований обращения с иском энергоснабжающей орагнизации к потребителю (абоненту) может быть указание на допущенные потребителем нарушения условий договора, согласно которым при ликвидации либо реорганизации юридического лица или прекращении отдельных видов деятельности потребителя он обязан за 30 дней направить письмо в энергоснабжающую организацию о расторжении или изменении договора на отпуск и потребление электроэнергии. Таким образом, на момент проверки, проведенной работниками энергоснабжающей организации, места хищения имущества могут быть переданы потребителем третьему лицу.
В соответствии со ст. ст. 14, 364 ГК лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения ответчиком обязательств, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер убытков. Но если не имеется доказательств, подтверждающих как факт нарушения потребителем договорных обязательств, не установлена причинно-следственная связь между действиями потребителя и возникшими у энергоснабжающей организации убытками, тогда отсутствуют правовые основания предъявления требований энергоснабжающей организации о взыскании ущерба в результате ненадлежащего исполнения потребителем условий договора энергоснабжения.
Эти элементарные правила следует знать и учитывать в своей работе как энергоснабжающим организациям, так и потребителям электроэнергии (абонентам).