Капитальный ремонт: порядок проведения и финансирования
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2016 № 324 утверждено Положение о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда (далее ― Постановление № 324 и Положение соответственно).
Определено, что этот документ не касается вопросов капремонта одноквартирных жилых домов частного жилфонда, блокированных жилых домов, в которых отсутствуют жилые помещения государственного жилфонда. В то же время говорится, что товарищества собственников (ТС) и организации застройщиков (ЖПК) осуществляют проведение капремонта в соответствии с Положением и иными актами законодательства.
Согласно Положению финансирование капитального ремонта осуществляется за счет средств:
- местных бюджетов;
- средств от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организации застройщиков платы за капремонт;
- иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.
Установлено, что выбор проектных организаций для разработки предпроектной (предынвестиционной), проектной документации на капитальный ремонт, подрядных организаций для проведения работ по капремонту должен производиться заказчиком в установленном законодательством порядке.
Центральной фигурой в проведении капитального ремонта жилого дома будет являться заказчик, под которым в Положении понимается уполномоченное лицо по управлению общим имуществом (государственная организация ЖКХ), ТС или ЖПК.
Программы и графики
Пунктом 5 Положения определено, что проведение капремонта жилых домов, их конструктивных элементов, инженерных систем должно осуществляться на основании перспективных (на 5 лет) программ и текущих (на 1 год) графиков. Эти программы и графики утверждаются районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе и до 1 февраля текущего года публикуются в СМИ и размещаются на информационных сайтах соответствующих исполкомов и администраций районов в сети Интернет.
Установлено, что необходимость проведения капремонта жилых домов и включения их в перспективные программы и текущие графики определяется на основании:
технического состояния жилого дома в целом, а также его конструктивных элементов, инженерных систем. При этом техническое состояние определяется организациями, осуществляющими эксплуатацию жилфонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), на основании проводимого в соответствии с законодательством его обследования. В свою очередь под обследованием понимается комплекс работ по сбору, обработке, систематизации и анализу данных о техническом состоянии и степени износа жилого дома (его отдельных элементов);
- срока службы жилого дома в целом, а также его конструктивных элементов, инженерных систем;
- архитектурно-планировочных качеств жилого дома и уровня его благоустройства;
- генерального плана жилой застройки (улиц, кварталов, микрорайонов), в которой расположен жилой дом;
- правил и норм технической эксплуатации жилых домов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами (ТНПА).
Согласно Положению перспективные программы и текущие графики капитального ремонта должны разрабатываться исполкомами (администрациями районов) на основании предложений заказчиков по формам, утверждаемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства (далее ―МЖКХ). При этом текущие графики будут составляться с учетом имеющихся финансовых, материальных ресурсов для проведения капремонта. А ресурсы эти в первую очередь должны направляться на завершение работ по капремонту переходящих объектов, под которыми в Положении понимаются жилые дома, ввод в эксплуатацию после проведения капремонта которых осуществляется в году (годах), следующем за годом начала проведения работ по капремонту.
В Положении отдельно оговорено, что капитальный ремонт жилого дома, управление общим имуществом которого осуществляется заказчиком, являющимся ТС или ЖПК, организуют исполкомы (администрации районов) в соответствии с перспективной программой и текущим графиком капремонта только при условии, что заказчик производил и производит отчисления средств на капремонт жилого дома (домов) на субсчета (счета, специальные счета) организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей ЖКУ, либо местного исполнительного и распорядительного органа, открытые для накопления средств, поступающих от населения на капремонт. В иных случаях ТС и ЖПК организовывать капремонт будут самостоятельно в соответствии с ТНПА по решению своих органов управления. Напомним, что Указом Президента Республики Беларусь от 14.10.2010 № 538 «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков» ТС и ЖПК разрешается по решению общего собрания (собрания уполномоченных) их членов размещать денежные средства, полученные от внесения платы за капитальный ремонт, во вклады (депозиты) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях с последующим направлением их на капремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем.
В Положении предусмотрено, что в случае необходимости перспективная программа капремонта ежегодно может уточняться с учетом фактического выполнения текущего графика истекшего года.
Согласно п. 9 Положения в текущий график включаются жилые дома, стоимость ремонта 1 кв. метра которых не превышает установленную Министерством архитектуры и строительства совместно с МЖКХ предельную норму затрат на капремонт 1 кв. метра общей площади квартир жилых домов в зависимости от их конструктивных особенностей и срока эксплуатации до проведения очередного капремонта, при условии обеспечения их в полном объеме финансированием, необходимым на текущий финансовый год. В случае если стоимость капремонта 1 кв. метра общей площади жилого дома превышает предельную норму затрат на капремонт 1 кв. метра общей площади квартир жилых домов, включение в текущий график капремонта жилых домов производится по решению облисполкомов и Минского горисполкома на основании технического состояния жилого дома и экономической целесообразности.
Определено, что перенос сроков капремонта и изменение объемов финансирования работ, установленных текущим графиком, производятся при наличии объективных причин (форс-мажорные обстоятельства, значительные объемы дополнительных работ, необходимость выполнения которых выявлена в ходе проведения ремонта, влияющих на обеспечение безопасной эксплуатации жилых домов и гарантированное предоставление основных ЖКУ, отсутствие финансовых средств на проведение дополнительных работ) по решению облисполкомов и Минского горисполкома.
Также установлено, что до заключения договоров на проведение капремонта с собственниками, нанимателями жилых помещений, членами организации застройщиков заказчик и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющая ЖКУ, информируют их на общем собрании о порядке организации работ по капремонту, их видах и объемах, должностных лицах, ответственных за предремонтный осмотр жилого дома в соответствии с законодательством, организацию, проведение таких работ и контроль за их выполнением.
Финансовая сторона вопроса
Пунктом 11 Положения установлено, что расчет потребности в финансовых средствах на капремонт по областям и г. Минску на очередной финансовый год производится облисполкомами и Минским горисполкомом для планирования и распределения средств местных бюджетов на капитальный ремонт по следующей формуле:
П = ОБ × Пср × Ипр,
где П ― потребность в финансовых средствах на капитальный ремонт, тыс. рублей;
ОБ ― объем планируемого ввода общей площади квартир жилых домов после капитального ремонта на очередной год, тыс. кв. метров;
Пср ― средняя предельная норма затрат на капитальный ремонт 1 кв. метра общей площади квартир жилых домов, установленная Министерством архитектуры и строительства совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства;
Ипр ― среднегодовой прогнозный индекс цен в строительстве, установленный Министерством экономики на год, в котором запланировано проведение капремонта.
Распределение финансовых средств на очередной финансовый год для обеспечения выполнения текущих графиков капитального ремонта по районным, городским исполнительным комитетам, местным администрациям районов в городах производится исходя из объемов установленных им облисполкомами и Минским горисполкомом заданий по вводу в эксплуатацию общей площади квартир жилых домов после капремонта, объемов строительных, специальных, монтажных работ в текущих ценах по проектной документации, а также затрат на разработку проектной документации и других обязательных платежей.
Потребность в финансовых средствах на капремонт отдельных конструктивных элементов определяется при формировании проектов местных бюджетов на очередной финансовый год в размере не более 15% от потребности в финансовых средствах на капремонт по областям и г. Минску.
Согласно п. 14 Положения средства местных бюджетов, предусмотренные на капремонт, и средства от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организации застройщиков платы за капремонт направляются на работы по:
- разработке предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации, проведению государственной экспертизы проектной документации, ведению авторского и технического надзора, выполнению изыскательских работ;
- обследованию жилых домов, а также их конструктивных элементов, инженерных систем специализированной организацией при проведении оценки технического состояния жилого дома в соответствии с законодательством;
- ремонту и замене внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, противодымной защиты, установок противопожарной автоматики, а также канализационных выпусков в соответствии с границами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственностью сторон;
- ремонту и замене инженерного оборудования, обеспечивающего потребление коммунальных услуг, а также установке теплообменников и систем автоматического регулирования тепловой энергии (за исключением приборов индивидуального учета расхода газа, воды, тепловой и электрической энергии (в том числе находящихся во вспомогательных помещениях);
- ремонту крыши, в том числе переустройству совмещенных крыш под чердачные, с повышением при необходимости сопротивления теплопередаче промерзающих конструкций покрытий (перекрытий технических этажей) до установленного техническими нормативными правовыми актами для капремонта зданий нормативного уровня, устройству выходов на кровлю;
- ремонту фасадов с устранением сырости и продуваемости отдельных их фрагментов (без доведения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций до нормативного значения);
- замене заполнений оконных и входных дверных проемов, расположенных во вспомогательных помещениях;
- ремонту и восстановлению несущей способности конструктивных элементов, в том числе балконов и лоджий, замене ограждений балконов и лоджий;
- устройству и замене козырьков над входами в подъезды, подвалы и над балконами верхних этажей;
- ремонту фундамента, восстановлению отмостки;
- устройству систем уравнивания потенциалов и молниезащиты;
- установке сигнализаторов обнаружения угарного газа;
- восстановлению придомового благоустройства и озеленения, отделки вспомогательных, жилых и (или) подсобных помещений жилых домов, нарушенных при производстве работ по капремонту.
Определено, что работы по устранению аварийного состояния конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов в целях обеспечения на необходимый срок безопасных условий проживания в них производятся за счет средств, предоставляемых в установленном законодательством порядке на капремонт жилых домов, по решениям районных, городских исполкомов, местных администраций районов в городах, согласованным со структурными подразделениями облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере ЖКХ, либо уполномоченными облисполкомами, Минским горисполкомом лицами. Заказчик совместно с проектной организацией на основании обследования жилых домов и ТНПА определяет необходимый состав указанных выше работ по капремонту.
Отдельно в п. 15 Положения оговорено, что замена и ремонт сетей радиофикации, телефонизации и телевидения, наружных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, а также ремонт, реконструкция инженерных сооружений трансформаторных подстанций, центральных тепловых пунктов и других сооружений, в том числе при увеличении расчетных нагрузок, выполняются за счет средств организаций, в собственности, хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении которых находятся эти сети и сооружения, а также средств, выделяемых этим организациям на указанные цели в соответствии с законодательством.
Постановление № 324 вступило в силу 28 апреля 2016 г.