Затраты на жилищно-коммунальные услуги: определен новый порядок планирования и калькулирования

Автор: Алексей ПАВЛОВСКИЙ, юрист.

Инструкция о порядке планирования и калькулирования затрат на оказание отдельных жилищно-коммунальных услуг (далее – Инструкция) утверждена постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 15.04.2016 № 13 (далее – Постановление № 13).

Документ определяет порядок планирования и калькулирования затрат в организациях, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги (далее – ЖКУ), за исключением организаций системы Министерства энергетики (далее – организации ЖКХ), на оказание ЖКУ по:

  • техническому обслуживанию;
  • теплоснабжению (по услугам, оказываемым организациями МЖКХ) (далее – теплоснабжение);
  • холодному и горячему водоснабжению;
  • водоотведению (канализации);
  • техническому обслуживанию лифта;
  • обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Инструкцией установлено, что планирование и калькулирование затрат на оказание перечисленных выше ЖКУ осуществляется для определения общей величины материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для их оказания, при разработке и составлении организациями ЖКХ годовых (текущих) планов производственно-финансовой деятельности. При этом определено, что планирование и калькулирование затрат на оказание ЖКУ осуществляется на единицу услуги по:

  • техническому обслуживанию жилого дома – на 1 кв. метр общей площади жилого помещения;
  • холодному водоснабжению и водоотведению (канализации) – на 1 куб. метр реализованной воды и на 1 куб. метр отведенных стоков в канализацию;
  • теплоснабжению и горячему водоснабжению – на 1 Гкал реализованной тепловой энергии;
  • обращению с ТКО – на 1 куб. метр отходов;
  • техническому обслуживанию лифта – на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, расположенного на этаже, на котором расположена вторая остановочная площадка лифта, и выше, с учетом конструктивных особенностей расположения остановочных площадок лифта (на 2016 год – на 1 проживающего), а также на 1 лифт – при оказании услуги по техническому обслуживанию лифта прочим потребителям.

 

Состав затрат

В соответствии с Инструкцией затраты на оказание ЖКУ формируются по месту их возникновения, объектам учета, планирования и калькулирования себестоимости. При планировании и калькулировании затраты на оказание ЖКУ группируются по статьям затрат и экономическим элементам в следующем порядке:

1. по статьям затрат:

  • топливо, используемое для технологических целей при оказании ЖКУ (далее – топливо);
  • электрическая энергия, используемая для технологических целей при оказании ЖКУ (далее – электроэнергия);
  • материалы, используемые для технологических целей при оказании ЖКУ (далее – материалы);
  • затраты на оплату труда производственных рабочих;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных средств и нематериальных активов (далее – амортизация);
  • проведение аварийно-восстановительных работ;
  • налоги, сборы и другие обязательные отчисления;
  • прочие прямые затраты;
  • приобретенные (покупные) услуги;
  • накладные расходы;

2. по экономическим элементам:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных средств и нематериальных активов;
  • прочие затраты.

При этом состав статей затрат и состав экономических элементов детализированы в приложениях 1 и 2 к Инструкции.

Установлено также, что распределение накладных расходов по видам услуг, оказываемых организациями ЖКХ, осуществляется пропорционально прямым затратам на оказание данных услуг или в ином порядке, определяемом учетной политикой организации ЖКХ при условии ведения раздельного учета затрат. Затраты, сгруппированные по экономическим элементам, используются при подготовке и составлении организациями ЖКХ годовых (текущих) планов производственно-финансовой деятельности и проведении анализа финансово- хозяйственной деятельности организаций ЖКХ. При этом в затраты на оказание ЖКУ не включаются выплаты социального характера, предусмотренные коллективным договором.

 

Планирование затрат

Пунктом 10 Инструкции определено, что планирование затрат на оказание ЖКУ осуществляется на основании технико-экономических расчетов по статьям затрат с учетом результатов анализа сложившегося уровня затрат в отчетном периоде и влияния технико-экономических факторов на затраты планируемого периода.

При планировании затрат по каждому виду ЖКУ используются следующие данные:

  • нормативы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в области ЖКХ;
  • нормы (нормативы) потребления ЖКУ населением, устанавливаемые местными исполнительными и распорядительными органами, или данные о фактическом потреблении услуг в среднем за отчетный период (для определения общего объема услуг);
  • данные бухгалтерского учета по структуре затрат, их динамике за предшествующий отчетному период и прочие данные.

Планирование затрат по каждому виду ЖКУ осуществляется с учетом перечней и объемов работ, необходимых для оказания соответствующей ЖКУ.

Согласно п. 13 Инструкции основанием для расчета плановых затрат является предварительное определение затрат общего объема реализации услуг для расчета затрат на единицу услуги. Плановые затраты на единицу услуги (С) определяются делением общей суммы плановых затрат (Собщ.) на плановый объем реализации услуг населению (Vнас.) и прочим потребителям (Vпр.) в натуральном выражении и рассчитываются по формуле

С = Собщ. / (Vнас. + Vпр.).

При этом плановый объем реализации услуг, рассчитанный в соответствии с планом производственно-финансовой деятельности организации ЖКХ, определяется:

  • для населения – исходя из фактического потребления услуг населением за предшествующий отчетному период, по теплоснабжению и горячему водоснабжению – с учетом среднего фактического потребления услуг за 3 года, предшествующих отчетному периоду, сложившегося с учетом внедрения приборного учета потребления воды и тепловой энергии;
  • для прочих потребителей – исходя из фактического потребления услуг этими потребителями за предшествующий отчетному период, по теплоснабжению и горячему водоснабжению – с учетом среднего фактического потребления услуг за 3 года, предшествующих отчетному периоду, или объемов, предусмотренных в договорах на оказание услуг на планируемый период.

Определено, что планирование затрат на приобретение материалов, топлива, электроэнергии и других прямых затрат производится на основании утвержденных в установленном законодательством порядке норм их расхода и планируемых на них цен и тарифов, планового объема производства и реализации услуг всем потребителям в натуральных показателях, включая их технологические потери при транспортировке до потребителя в пределах доводимых прогнозных показателей.

Так, затраты на материалы (См) рассчитываются исходя из норм расхода каждого конкретного вида материалов (Ni), планового объема услуг (Qi) и цен на единицу ресурса (Цi) по формуле

См = SUM Qi x Ni x Цi.

Затраты на горюче-смазочные материалы рассчитываются исходя из норм расхода ГСМ, пробега автомобильного транспорта, работы оборудования, бочек и других механизмов и цен на единицу ресурса.

Согласно п. 16 Инструкции при планировании затрат на топливо для выработки тепловой энергии в расчет принимаются нормы расхода условного топлива на выработку 1 Гкал тепловой энергии, устанавливаемые в порядке, предусмотренном законодательством, с последующим переводом в натуральное топливо по конкретному тепловому источнику, на котором вырабатывается тепловая энергия.

В свою очередь, п. 17 Инструкции установлено, что при планировании затрат на электроэнергию в расчет принимаются нормы расхода электроэнергии на оказание единицы услуг, устанавливаемые в порядке, предусмотренном законодательством. При отсутствии норм расхода электроэнергии планируемый расход электроэнергии (Эп) рассчитывается на основе данных о суммарной установленной мощности электрооборудования (m), числе часов его работы в смену (Тсм), числе рабочих дней за планируемый период (Dраб.), числе смен работы организации (а), коэффициента использования установленной мощности (Ки) по формуле

Эп = m x Tсм x Dраб. x а x Ки.

Определено также, что при планировании затрат на электроэнергию учитывается снижение объемов реализации услуг в результате упорядочения расчетов с потребителями в связи с введением приборного учета, внедрением систем регулирования потребления тепловой энергии и проведением других мероприятий по энерго-, ресурсосбережению. При этом предусматривается уменьшение затрат по электроэнергии с учетом экономического эффекта, планируемого к получению от этих мероприятий.

В соответствии с п. 18 Инструкции планирование затрат на оплату труда производственных рабочих производится в пределах фонда заработной платы производственных рабочих, рассчитанного по каждому структурному подразделению организации ЖКХ на основании штатной численности производственных рабочих и тарифной ставки первого разряда, запланированной на очередной период, выплат компенсирующего и стимулирующего характера исходя из форм и систем оплаты труда, действующих в организации ЖКХ в соответствии с законодательством. При этом оговорено, что в затраты на оплату труда не включаются выплаты в денежной и натуральной формах, не предусмотренные законодательством.

Инструкцией также определено, что отчисления на социальные нужды планируются исходя из затрат на оплату труда производственных рабочих с учетом размеров обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемых в соответствии с законодательством в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В документе оговорено, что амортизация планируется организациями ЖКХ в установленном законодательством порядке.

А вот затраты на проведение аварийно-восстановительных работ не планируются в организациях ЖКХ, а включаются в затраты на оказание услуг по факту выполнения работ, за исключением услуг по техобслуживанию и техобслуживанию лифта.

Согласно п. 22 Инструкции прочие прямые затраты планируются по следующим статьям затрат:

1) ремонт и техобслуживание основных средств, непосредственно используемых в производственном процессе при оказании ЖКУ, за исключением услуг по техобслуживанию жилого дома – исходными данными являются затраты на все виды ремонта и техобслуживания основных средств, определяемые в соответствии с графиками проведения ремонта, составляемыми с учетом необходимости обеспечения бесперебойной работы, перечнями объектов и видов работ по проведению текущего ремонта. Планирование затрат по данной статье производится на основании утвержденных организацией ЖКХ смет расходов. Отдельной строкой выделяются затраты на капитальный и текущий ремонт основных средств;

2) затраты на услуги вычислительных центров, центра информационных технологий, банков и других расчетных (платежных) агентов;

3) затраты по эксплуатации, обслуживанию, поверке и ремонту, а также замене неисправных и с истекшим сроком эксплуатации групповых и индивидуальных приборов учета расхода воды (за исключением повторных транспортных расходов и расходов на установку по требованию собственника его собственного индивидуального прибора учета расхода воды, а не из подменного фонда);

4) затраты по обслуживанию и поверке групповых приборов учета расхода тепла и электроэнергии, систем регулирования подачи тепловой энергии, в том числе автоматических;

5) затраты по поверке, ремонту контрольно-измерительных приборов;

6) затраты на услуги по охране объектов Департаментом охраны МВД;

7) затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых (оказываемых) организациями или ИП;

8) другие прямые затраты.

Определено также, что затраты на приобретаемые услуги планируются исходя из планового объема реализации ЖКУ, наличия собственных мощностей, обеспечивающих этот объем, а также цен (тарифов) на указанные услуги в случаях технической необходимости и (или) экономической целесообразности приобретения этих услуг. При этом планирование затрат должно осуществляться по каждому поставщику с учетом объема приобретаемых услуг и действующих цен (тарифов).

В соответствии с п. 24 Инструкции технологические потери воды и тепловой энергии планируются и включаются в затраты на оказание услуг холодного водоснабжения, теплоснабжения и горячего водоснабжения соответственно, в пределах установленных в соответствии с законодательством нормативов потерь этих ресурсов, но не выше доводимых прогнозных показателей. Технологические потери воды рассчитываются как разница между объемом забора воды из подземных и (или) поверхностных источников питьевого водоснабжения, объемом технологических расходов воды организации водоснабжения и объемом реализации воды всем потребителям, в том числе отпуска по фактической себестоимости структурным подразделениям в многопрофильных организациях.

При этом установлено, что сверхнормативные технологические потери тепловой энергии и воды не включаются в затраты на оказание этих услуг и рассчитываются исходя из прямых затрат, включающих затраты на:

  • топливо (на основании норм расхода топлива на выработку тепловой энергии);
  • электроэнергию (на основании норм расхода электроэнергии, затрачиваемой на подъем и подачу воды, выработку тепловой энергии);
  • материалы (на основании норм расхода материалов);
  • уплату налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, начисляемого от объемов поднятой воды, экологического налога, начисляемого от фактических объемов выбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате производства тепловой энергии.

Также установлено, что планирование накладных расходов осуществляется по общепроизводственным, общехозяйственным и прочим накладным расходам на основе фактических данных, их динамики за предшествующий отчетному период и планируемых изменений (в пределах прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь) в пределах норм накладных расходов, определяемых в соответствии с законодательством.

Согласно Инструкции после определения затрат по каждой конкретной услуге определяется общая сумма затрат на оказание отдельных ЖКУ по форме согласно приложению 3 к Инструкции. Затраты на оказываемые населению ЖКУ определяются пропорционально объемам реализации услуг населению с учетом освобождения от НДС оборотов от реализации услуг по населению, а по теплоснабжению и горячему водоснабжению – также с учетом предельной максимальной цены на природный газ, используемый для производства тепловой энергии для нужд населения.

 

Техническое обслуживание

В соответствии с главой 4 Инструкции затраты на оказание услуг по техническому обслуживанию 1 кв. метра общей площади жилого помещения определяются на основании технологических карт и планируются организациями ЖКХ в соответствии с калькуляцией затрат по техническому обслуживанию, составляемой по форме согласно приложению 4 к Инструкции.

Определено, что затраты по техобслуживанию жилого дома состоят из следующих затрат:

  • затраты на поддержание в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов;
  • затраты на обеспечение установленных параметров и режимов работы, наладку и регулирование инженерных систем;
  • налоги, сборы и другие обязательные отчисления;
  • прочие прямые затраты;
  • накладные расходы, в том числе управленческие расходы по содержанию государственных заказчиков в сфере ЖКХ.

При этом установлено, что для получения достоверных данных о затратах по техническому обслуживанию 1 кв. метра общей площади жилого помещения, оказываемых непосредственно населению, при калькулировании затрат исключается и отдельной строкой выделяется сумма общехозяйственных затрат, возмещаемых собственниками (арендаторами) нежилых помещений жилых домов. Расчет затрат по техобслуживанию, подлежащих возмещению собственниками (арендаторами) нежилых помещений жилых домов, производится по затратам на 1 кв. метр общей площади жилых помещений жилищного фонда и нежилых помещений, сдаваемых в аренду.

После определения затрат по каждой статье определяются общие затраты по техобслуживанию жилого дома и затраты по техобслуживанию 1 кв. метра общей площади жилого помещения.

 

Тепло и горячая вода

Главой 5 Инструкции определено, что затраты на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению на 1 Гкал реализованной тепловой энергии планируются организациями ЖКХ в соответствии с калькуляцией затрат на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, составляемой по форме согласно приложению 5 к Инструкции. При этом установлено, что затраты на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению состоят из следующих затрат:

  • затраты на производство тепловой энергии, включающие затраты, связанные непосредственно с выработкой тепловой энергии на тепловом источнике;
  • затраты на транспортировку и распределение тепловой энергии, связанные с транспортировкой тепловой энергии до конечного потребителя (до границы разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей в жилом доме), включая технологические потери тепловой энергии на транспортировку в пределах доводимых прогнозных показателей;
  • затраты на проведение аварийно-восстановительных работ;
  • налоги, сборы и другие обязательные отчисления;
  • прочие прямые затраты;
  • накладные расходы.

Определено, что расход топлива и электроэнергии на производство, транспортировку и распределение тепловой энергии планируется и калькулируется в пределах утвержденных норм расхода и нормативов технологических потерь топлива и электроэнергии.

Технологические потери тепловой энергии на транспортировку в среднем по организации рассчитываются по утвержденным нормативам. Рассчитанный по организации размер потерь тепловой энергии при планировании затрат на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению принимается в пределах доводимых прогнозных показателей.

После определения затрат по каждой статье определяются общие затраты на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, затраты на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению населению и затраты на 1 Гкал реализованной тепловой энергии – общие и по населению.

 

Холодная вода и канализация

В соответствии с главой 6 Инструкции затраты на оказание услуг по холодному водоснабжению на 1 куб. метр реализованной воды планируются организациями ЖКХ в соответствии с калькуляцией затрат на оказание услуг по холодному водоснабжению, составляемой по форме согласно приложению 6 к Инструкции. Определено, что затраты на оказание услуг по холодному водоснабжению состоят из следующих затрат:

  • затраты на подъем воды;
  • затраты на забор воды из поверхностных источников питьевого водоснабжения, включая технологические потери воды в пределах установленных нормативов, но не выше доводимых прогнозных показателей;
  • затраты на очистку воды (включая затраты на эксплуатацию станций обезжелезивания);
  • затраты на транспортировку и подачу воды;
  • затраты на проведение аварийно-восстановительных работ;
  • налоги, сборы и другие обязательные отчисления;
  • прочие прямые затраты;
  • накладные расходы.

После определения затрат по каждой статье определяются общие затраты на оказание услуг по холодному водоснабжению и затраты на 1 куб. метр реализованной воды.

В свою очередь, установлено, что затраты на оказание услуг по водоотведению (канализации) на 1 куб. метр отведенных стоков в канализацию планируются организациями ЖКХ в соответствии с калькуляцией затрат на оказание услуг по водоотведению (канализации) по форме согласно приложению 7 к Инструкции. Затраты на оказание услуг по водоотведению (канализации) состоят из следующих затрат:

  • затраты на перекачку стоков;
  • затраты на очистку стоков;
  • затраты на транспортировку и утилизацию стоков;
  • затраты на проведение аварийно-восстановительных работ;
  • налоги, сборы и другие обязательные отчисления;
  • прочие прямые затраты;
  • накладные расходы.

После определения затрат по каждой статье определяются общие затраты на оказание услуг по водоотведению (канализации) и затраты на 1 куб. метр отведенных стоков в канализацию.

 

Обращение с ТКО

Главой 7 Инструкции определено, что затраты на оказание услуг по обращению с ТКО на 1 куб. метр отходов планируются организациями ЖКХ в соответствии с калькуляцией затрат на оказание услуг по обращению с ТКО, составляемой по форме согласно приложению 8 к Инструкции. Затраты на оказание услуг по обращению с ТКО состоят из следующих затрат:

  • затраты по вывозу ТКО (включая затраты по подготовке ТКО к вывозу (сбору) и обслуживанию мусоропровода, а также по вывозу крупногабаритных отходов);
  • затраты по разделению по видам ТКО (сортировке);
  • затраты по обезвреживанию ТКО;
  • затраты по захоронению ТКО;
  • затраты на подготовку к использованию и использование ТКО;
  • налоги, сборы и другие обязательные отчисления;
  • прочие прямые затраты;
  • накладные расходы, в том числе управленческие расходы по содержанию государственных заказчиков в сфере ЖКУ.

При этом оговорено, что в затраты на оказание услуг по обращению с ТКО не включаются затраты, связанные с закупочной деятельностью организации.

В свою очередь, установлено, что затраты на обслуживание мусоропровода включают затраты на удаление мусора из мусороприемной камеры, уборку, в том числе влажную, загрузочного клапана и ствола мусоропровода, а также уборку бункера. При этом работы по обслуживанию мусоропровода подлежат выделению в отдельный объект планирования и калькулирования затрат.

Устанавливается, что при наличии в структуре организации ЖКХ структурного подразделения, осуществляющего сортировку, подготовку к использованию и использование ТКО, затраты, связанные с их осуществлением, подлежат отдельной детализации. При этом деятельность таких структурных подразделений подлежит выделению в отдельный объект планирования и калькулирования затрат. Также в Инструкции подчеркивается, что в затраты на оказание услуг по обращению с ТКО включаются только те затраты на сортировку, подготовку к использованию и использование ТКО, которые не возмещаются доходами от реализации вторичных материальных ресурсов, извлеченных из поступивших ТКО, и от использования ТКО.

Затраты на оплату работ (услуг) сторонних организаций по обращению с ТКО, в том числе сортировке ТКО, планируются и калькулируются исходя из планируемого объема реализации соответствующих ЖКУ, наличия собственных мощностей, обеспечивающих этот объем, а также стоимости работ (услуг), предусмотренной соответствующими договорами с этими сторонними организациями. При этом планирование и калькулирование затрат должно осуществляться по каждой сторонней организации с учетом объема выполняемых ими работ (оказываемых услуг).

После определения затрат по каждой статье определяются общие затраты по обращению с ТКО, затраты на 1 куб. метр отходов по каждой стадии оказания услуг по обращению с ТКО, выводятся суммарные затраты на 1 куб. метр отходов и затраты на 1 куб. м услуг по обращению с ТКО в домах с функционирующим мусоропроводом и без функционирующего мусоропровода.

 

Лифт

В соответствии с правилами, установленными главой 8 Инструкции затраты на оказание услуг по техническому обслуживанию лифта на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, расположенного на этаже, на котором расположена вторая остановочная площадка лифта, и выше, с учетом конструктивных особенностей расположения остановочных площадок лифта (на 2016 год – затраты на оказание услуг по техническому обслуживанию лифта на 1 проживающего), а также на 1 лифт (при оказании услуг по техобслуживанию лифта прочим потребителям) планируются организациями ЖКХ в соответствии с калькуляцией затрат на оказание услуг по техобслуживанию лифта, составляемой по форме согласно приложению 9 к Инструкции. При этом определено, что затраты на оказание услуг по техническому обслуживанию лифта включают следующие затраты:

  • затраты по техническому обслуживанию лифтов;
  • затраты по обеспечению движения лифтов, в том числе на содержание аварийно-диспетчерской службы;
  • налоги, сборы и другие обязательные отчисления;
  • прочие прямые затраты;
  • накладные расходы, в том числе управленческие расходы по содержанию государственных заказчиков в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Определено, что затраты на оказание услуг по техобслуживанию лифта включают затраты на выполнение работ по техобслуживанию лифта для обеспечения его безаварийной, безопасной работы организациями, осуществляющими техническое обслуживание лифта. При этом оговорено, что в затраты на производство работ по техобслуживанию лифта не включается расход электроэнергии на работу установок, обеспечивающих его движение.

Согласно Инструкции затраты на оплату работ (услуг) сторонних организаций планируются и калькулируются исходя из планируемого объема реализации услуг, наличия собственных мощностей, обеспечивающих этот объем, а также стоимости работ (услуг), предусмотренной соответствующими договорами с этими сторонними организациями. При этом планирование и калькулирование затрат должно осуществляться по каждой сторонней организации с учетом объема выполняемых ими работ (оказываемых услуг).

После определения затрат на оказание услуг по техобслуживанию лифта по каждой статье определяются общие затраты на оказание услуг по техническому обслуживанию лифта, затраты на оказание услуг по техобслуживанию лифта на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, расположенного на этаже, на котором расположена вторая остановочная площадка лифта, и выше, с учетом конструктивных особенностей расположения остановочных площадок лифта (на 2016 год – затраты на оказание услуг по техобслуживанию лифта на 1 проживающего), затраты на оказание услуг по техобслуживанию 1 лифта.

В заключение отметим, что Постановлением № 13 признано утратившим силу постановление МЖКХ от 03.06.2014 № 11 «Об утверждении Инструкции о порядке планирования и калькулирования затрат на оказание услуг по техническому обслуживанию, теплоснабжению (по услугам, оказываемым организациями Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь), водоснабжению, водоотведению (канализации), пользованию лифтом, вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов».

Постановление № 13 вступило в силу 30 июля 2016 г.

Наш telegram-канал