Капитальный ремонт жилищного фонда: порядок обновился

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

В Положение о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2016 № 324 (далее – Положение), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2019 № 39 (далее – Постановление № 39) внесены изменения и дополнения.

 

В первую очередь следует отметить, что подверглось корректировке определение термина «заказчик». Теперь под заказчиком в Положении будет пониматься уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, товарищество собственников, организация застройщиков или организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится жилой дом.

 

Планирование и проведение капремонта

Значительные изменения претерпел п. 7 Положения. Часть 1 этого пункта по-прежнему говорит, что перспективные программы и текущие графики капремонта разрабатываются районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе на основании предложений заказчиков по формам, утверждаемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. При этом текущие графики составляются с учетом имеющихся финансовых, материальных ресурсов для проведения капремонта, которые в первую очередь направляются на завершение работ по капремонту переходящих объектов.

В то же время, согласно новой редакции ч. 2 п. 7 Положения в перспективную программу и (или) текущий график капитального ремонта включаются жилые дома организаций, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых они находятся, жилые дома товариществ собственников или организаций застройщиков с использованием на их капитальный ремонт средств местных бюджетов в случаях:

  • если данные организации, члены товарищества собственников или организации застройщиков вносили в установленном законодательством порядке плату за капремонт на открытые для накопления средств, поступающих от населения на капремонт, счета организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), и (или) специальные счета местного исполнительного и распорядительного органа (далее, если не установлено иное, – счета);
  • внесения указанными организациями на специальные счета местного исполнительного и распорядительного органа платы за капремонт за период, в течение которого ими данная плата на счета не перечислялась, в размере, определяемом в соответствии с ч. 4 этого пункта. При этом уточняется, что период исчисляется с 1 января 2001 г. или в случае, когда жилой дом был введен в эксплуатацию после 1 января 2001 г., с месяца, следующего за месяцем ввода жилого дома в эксплуатацию, за полные месяцы периода, в котором плательщики жилищно-коммунальных услуг обязаны вносить плату за капитальный ремонт.

Напомним, что ранее указанной нормой было установленотолько, что капремонт жилого дома, управление общим имуществом которого осуществляется заказчиком, являющимся ТС или организацией застройщиков, организуют районный, городской исполнительные комитеты, местная администрация района в городе в соответствии с перспективной программой и текущим графиком капитального ремонта при условии, что заказчик производил и производит отчисления средств на капремонт жилого дома (домов) на субсчета (счета, специальные счета) организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей ЖКУ, либо местного исполнительного и распорядительного органа, открытые для накопления средств, поступающих от населения на капитальный ремонт.

В соответствии с новой редакцией ч. 3 п. 7 Положения в иных случаях капремонт жилых домов, управление общим имуществом которого осуществляется ТС, организацией застройщиков, либо жилых домов, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций, организуется указанными организациями самостоятельно по решению органа управления данных организаций (ранее было – в соответствии с ТНПА по решению органа управления заказчика).

Кроме того, п. 7 Положения дополнен частями 4 и 5. В ч. 4 прописан порядок определения размера платы за капитальный ремонт жилого дома, подлежащего перечислению указанными организациями, за период, в течение которого такая плата на счета не перечислялась. В свою очередь, ч. 5 п. 7 Положения устанавливается, что для жилых домов, включенных в перспективные программы и (или) текущие графики, районный, городской исполнительные комитеты, местная администрация района в городе назначают заказчика.

Положение также дополнено п. 91, согласно которому выполнение утепления фасадов жилых домов с доведением уровня сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций до требуемого значения осуществляется на основании решения о необходимости выполнения данных работ, принимаемого комиссией, созданной областным и Минским городским исполнительными комитетами. При этом уточняется, что под требуемым значением понимается нормативное сопротивление теплопередаче ограждающих конструкций зданий в соответствии с требованиями ТКП 45-2.04-43-2006 «Строительная теплотехника. Строительные нормы проектирования».

Здесь же говорится, что решение о необходимости выполнения утепления фасадов жилых домов с доведением уровня сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций до требуемого значения принимается на основании оценки технического состояния фасадов жилых домов, произведенной на основании предоставляемых заказчиком заключения проектной организации о состоянии наружных ограждающих конструкций таких домов, актов обследования состояния квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, фотоматериалов на предмет наличия сырости (промерзаний) и сведений о потреблении тепловой энергии на отопление жилых домов, работоспособности системы вентиляции.

Новую редакцию получил п. 10 Положения. Напомним, что ранее здесь было лишь установлено, что до заключения договоров на проведение капремонта с собственниками, нанимателями жилых помещений, членами организации застройщиков заказчик и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющая ЖКУ, информируют их на общем собрании о порядке организации работ по капремонту, их видах и объемах, должностных лицах, ответственных за предремонтный осмотр жилого дома в соответствии с законодательством, организацию, проведение таких работ и контроль за их выполнением.

Теперь данный пункт говорит, что до оформления задания на проектирование заказчик информирует на общем собрании собственников, нанимателей жилых помещений, членов организации застройщиков о результатах проведенных осмотров жилого дома, видах работ, предполагаемых при капремонте, необходимости установки в квартирах приборов индивидуального учета расхода газа, воды, тепловой и электрической энергии, а также предлагает участвовать этим лицам в финансировании работ по утеплению фасадов с доведением сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций выше требуемого значения, реализации иных мероприятий в рамках повышения энергоэффективности жилых домов. При этом устанавливается, что результаты общего собрания оформляются протоколом, который является основанием при формировании задания на проектирование на капремонт жилого дома и дополнительные ремонтные работы.

Кстати, установлено, что работы по утеплению фасадов с доведением сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций выше требуемого значения, реализации иных мероприятий в рамках повышения энергоэффективности жилых домов выполняются за счет средств, предусмотренных законодательством о повышении энергоэффективности многоквартирного жилищного фонда.

Здесь же определено, что дополнительные ремонтные работы, указанные в протоколе общего собрания и не предусмотренные ч. 1 п. 14 Положения (см. ниже), выполняются на основании договора на проведение таких работ, заключаемого заказчиком с собственниками, нанимателями жилых помещений, членами организации застройщиков. При этом заказчик или организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющая ЖКУ, не позднее 10 дней до заключения договоров на оказание услуг по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома с собственниками, нанимателями жилых помещений, членами организации застройщиков должна проинформировать этих граждан на собрании о порядке организации работ по капремонту, их видах и объемах, должностных лицах, ответственных за предремонтный осмотр жилого дома в соответствии с законодательством, организацию, проведение работ по капремонту и контроль за их выполнением.

 

Планирование финансирования и распределения средств

Подверглись значительным изменениям и нормы Положения, касающиеся порядка планирования финансирования капремонта и распределения средств на эти цели.

В частности, некоторые корректировки внесены в порядок расчета потребности в финансовых средствах на капремонт по областям и г. Минску на очередной финансовый год облисполкомами и Минским горисполкомом для планирования и распределения средств местных бюджетов на капремонт.

В п. 12 Положения теперь будет установлено, что распределение финансовых средств на очередной финансовый год для обеспечения выполнения текущих графиков капремонта по районным, городским исполнительным комитетам, местным администрациям районов в городах производится исходя из объемов установленных им облисполкомами и Минским горисполкомом заданий по вводу в эксплуатацию общей площади квартир жилых домов после капремонта, объемов строительных, специальных, монтажных работ в текущих ценах по проектной документации (исключены слова «а также затрат на разработку проектной документации и других обязательных платежей»).

Кроме того, указанный пункт дополняется ч. 2, в соответствии с которой оплата расходов по капремонту жилого дома, выполняемому организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей ЖКУ, собственными силами, осуществляется в порядке, установленном для оплаты расходов по ремонтным работам за счет бюджета, выполняемым хозяйственным способом.

Важными являются изменения в перечне работ, которые будут проводиться при капитальном ремонте. Так, согласно новой редакции п. 14 Положения средства местных бюджетов, предусмотренные на капремонт, средства от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений, членами организации застройщиков, организациями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые дома, ТС и организациями застройщиков платы за капремонт направляются на работы по:

  • разработке предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации, проведению государственной экспертизы проектной документации, ведению авторского и технического надзора, выполнению изыскательских работ;
  • обследованию специализированной организацией жилых домов, их конструктивных элементов, инженерных систем при проведении ею оценки технического состояния жилого дома в соответствии с законодательством;
  • ремонту и замене внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, а также канализационных выпусков в соответствии с границами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственностью, в том числе внутриквартирных распределительных трубопроводов (стояков) систем холодного и горячего водоснабжения, включая первую запорную арматуру по стоякам, и общих канализационных стояков системы водоотведения, включая раструб;
  • замене (устройству) внутридомовой системы электроснабжения при повышении нагрузки для устройства отопления и (или) горячего водоснабжения от индивидуального отопительного (водонагревательного) оборудования (приборов);
  • ремонту, замене и устройству противодымной защиты, установок противопожарной автоматики;
  • ремонту и замене инженерного оборудования, обеспечивающего потребление коммунальных услуг, устройству рециркуляции внутридомовой системы горячего водоснабжения (без устройства наружных сетей);
  • установке терморегуляторов на отопительных приборах в квартирах;
  • ремонту и замене водомерных узлов с установкой дистанционного съема показаний с приборов группового учета расхода воды и индивидуальных тепловых пунктов (установка теплообменников, систем автоматического регулирования расхода тепловой энергии и системы диспетчеризации);
  • устройству системы дистанционного съема показаний с приборов индивидуального учета расхода воды, газа в квартирах;
  • ремонту крыши, в том числе переустройству совмещенных крыш под чердачные, с повышением при необходимости сопротивления теплопередаче промерзающих конструкций покрытий (перекрытий технических этажей) до установленного ТНПА нормативного значения для капремонта зданий, устройству выходов на кровлю;
  • ремонту фасадов с устранением сырости и продуваемости (без доведения сопротивления теплопередаче наружных ограждающих конструкций до установленного ТНПА нормативного значения), утеплению фасадов (до требуемого значения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций) в соответствии с п. 91 Положения;
  • замене заполнений оконных и входных дверных проемов, расположенных во вспомогательных помещениях;
  • ремонту и восстановлению несущей способности конструктивных элементов, в том числе балконов и лоджий, замене ограждений, экранов и плит балконов и лоджий, устройству лоджий в жилых домах, где технические решения по восстановлению существующих балконов экономически нецелесообразны. При этом определено, что решение по устройству лоджий в жилых домах, где технические решения по восстановлению существующих балконов экономически нецелесообразны, принимается заказчиком по согласованию с областными или Минским городским исполнительными комитетами;
  • устройству и замене козырьков над входами в подъезды, подвалы и над балконами верхних этажей;
  • ремонту фундамента, восстановлению или устройству отмостки;
  • устройству систем уравнивания потенциалов и молниезащиты;
  • ремонту и устройству заземления (зануления); установке сигнализаторов обнаружения угарного газа, ремонту системы вентиляции, ремонту или устройству системы дымоудаления;
  • восстановлению нарушенных при производстве работ по капремонту и ремонту существующих элементов благоустройства и озеленения придомовой территории (бортового камня, покрытия пешеходных дорожек, асфальтового покрытия дворового проезда (без доведения до требований ТНПА, предусмотренных при возведении объектов);
  • восстановлению отделки вспомогательных, жилых и (или) подсобных помещений жилых домов в местах, нарушенных при производстве работ по капремонту.

Здесь же устанавливается, что работы по устранению аварийного состояния конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов в целях обеспечения на необходимый срок безопасных условий проживания в них производятся за счет средств, предоставляемых в установленном законодательством порядке на капремонт жилых домов, по решениям районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах о необходимости производства таких работ, согласованным со структурными подразделениями областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере ЖКХ, либо уполномоченными областными и Минским городским исполнительными комитетами лицами.

Также оговорено, что заказчик совместно с проектной организацией на основании обследования жилых домов определяет необходимый состав указанных выше работ по капремонту. Ввод общей площади жилых помещений после капремонта жилого дома осуществляется после выполнения всего объема СМР, включенных в проектную документацию на капремонт жилого дома, источниками финансирования которых являются средства местных бюджетов и средства от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организации застройщиков платы за капремонт.

Новая редакция п. 15 Положения говорит, что работы по замене и ремонту сетей радиофикации, телефонизации, телевидения, иных слаботочных сетей, наружных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, а также ремонт, реконструкция инженерных сооружений трансформаторных подстанций, центральных тепловых пунктов и других сооружений, в том числе при увеличении расчетных нагрузок, создание автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии не включаются в состав проектной документации на капремонт жилого дома и выполняются за счет средств организаций, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся эти сети и сооружения, а также средств, выделяемых этим организациям на указанные цели в соответствии с законодательством.

В заключение остается добавить, что согласно п. 2 Постановления № 39 внесение изменений и дополнений в соответствии этим НПА в утвержденную в установленном порядке проектную документацию не является обязательным и может осуществляться по усмотрению заказчика.

Постановление № 39 вступило в силу 25 января 2019 г.