Определен порядок внесения платы за управление общим имуществом совместного домовладения

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

В Положение о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от от 12.06.2014 № 571 (далее — Положение), постановлением Правительства от 02.04.2021 № 185 внесены изменения и дополнения.

 

В том числе, Положение дополнено главой 17 «Плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения». Указанная глава содержит лишь два пункта.

Пунктом 69 устанавливается, что плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения ежемесячно вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг, являющимися участниками совместного домовладения.

В свою очередь, согласно п. 70 Положения плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения исчисляется соразмерно общей площади принадлежащих участнику совместного домовладения объектов недвижимого имущества по тарифам на услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения, установленным в соответствии с законодательством.

Напомним, что согласно ст. 154 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК) в случае, если участниками совместного домовладения не принято решение о создании товарищества собственников или об управлении общим имуществом совместного домовладения непосредственно участниками совместного домовладения, в случае ликвидации организации застройщиков или товарищества собственников, а также в случае, предусмотренном ч. 6 п. 4 ст. 186 ЖК, местные исполнительные и распорядительные органы назначают уполномоченное лицо в порядке, установленном законодательством. Уполномоченным лицом является организация, назначаемая местным исполнительным и распорядительным органом в целях управления общим имуществом совместного домовладения, организации оказания основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг на основании договора на управление общим имуществом совместного домовладения, за исключением услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), газо- и электроснабжения, определения исполнителей по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства, расположенных в пределах административно-территориальных единиц, и для осуществления иных функций, определенных законодательством.

В свою очередь, ст. 155 ЖК говорит, что в случае, если управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется уполномоченным лицом, участник совместного домовладения, лицо, которому собственником жилого и (или) нежилого помещений или законодательством предоставлено право на заключение договора на управление общим имуществом совместного домовладения, обязаны заключить договор на управление общим имуществом совместного домовладения. При отказе участника совместного домовладения, лица, которому собственником жилого и (или) нежилого помещений или законодательством предоставлено право на заключение договора на управление общим имуществом совместного домовладения, заключить договор на управление общим имуществом совместного домовладения уполномоченное лицо вправе заявить в суд требование о понуждении заключить такой договор (п. 1).

По договору на управление общим имуществом совместного домовладения одна сторона (уполномоченное лицо) по поручению другой стороны (участника совместного домовладения, лица, которому собственником жилого и (или) нежилого помещений или законодательством предоставлено право на заключение договора на управление общим имуществом совместного домовладения) за плату обязуется организовать оказание основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления общим имуществом совместного домовладения (п. 2).

Введенная в Положение глава 17 касается именно случаев, когда управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется уполномоченным лицом, а это, к слову, практически весь многоэтажный жилой фонд, где совместное домовладение образовалось в процессе приватизации жилья в постсоветский период.

Там, где созданы товарищества собственников и организации застройщиков (жилищные кооперативы), расходы по управлению общим имуществом покрываются за счет взносов. Так, п. 60 ст. ЖК определено, что членский взнос — это денежные средства, периодически вносимые членом организации собственников на цели, связанные с деятельностью организации собственников, в том числе на оплату труда работников, вознаграждение членов правления, членов ревизионной комиссии. Целевой взнос — денежные средства, вносимые членом организации собственников на основании решения общего собрания (собрания уполномоченных) членов организации собственников для дополнительного финансирования работ и мероприятий, связанных с эксплуатацией общего имущества совместного домовладения и управлением им (п. 59 ст. 1 ЖК).

Постановление № 185 в указанной части вступает в силу с 1 июня 2021 г.

Наш telegram-канал