Установка металлических дверей: качество и еще раз качество!

Автор: Сергей БЕЛЯВСКИЙ, юрист, заместитель председателя Гродненского областного отделения ОО «Белорусский республиканский Союз юристов».

Установка входных металлических дверей в наше время стала достаточно популярной. Но наличие большого спроса, как известно, иногда порождает снижение качества. Чтобы обезопасить себя при приемке таких изделий и работ, нужно обращать внимание на соблюдение всех установленных нормативно-технической документацией требований.

Но именно в этой части и возникает проблема: потребитель зачастую хоть и понимает, что качество предоставленного изделия или работ ненадлежащее, однако мотивировать это не может. Так в каких же именно документах искать правду?

Нормативная база

Технические требования к противовзломным и пуленепробиваемым дверям, предназначенным в том числе и для обеспечения безопасности жизни и имущества граждан, установлены в СТБ 51.2.04-99 «Оборудование и технические средства для обеспечения банковской деятельности. ДВЕРИ ПРОТИВОВЗЛОМНЫЕ И ПУЛЕНЕПРОБИВАЕМЫЕ. Классификация. Технические требования и методы испытаний». Дверь должна иметь маркировку по ГОСТ 26828, содержащую:

  • наименование изготовителя и товарный знак;
  • наименование изделия или условное обозначение;
  • обозначение ТУ на конкретное изделие;
  • знак соответствия по ТКП 5.1.08 (при наличии сертификата соответствия);
  • срок службы;
  • дату изготовления и другие сведения, штамп ОТК.

Изготовитель должен комплектовать каждую дверь руководством по эксплуатации. Документация, прилагаемая к двери, должна передаваться вместе с ней покупателю продавцом в момент продажи, как того требует п. 7919 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 № 384.

Требования, предъявляемые к дверям (в зависимости от назначения) по сопротивлению теплопередаче, воздухопроницаемости, изоляции воздушного шума, изложены в СТБ 1138-98 «ДВЕРИ И ВОРОТА ДЛЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. Общие технические условия». Наиболее часто потребители сталкиваются с проблемами, связанными с негерметичностью дверей, пропусканием влаги, ветра, холода, шума. Испытания дверей на соответствие теплофизических параметров проводят в соответствии с ГОСТами:

  • сопротивление теплопередаче — по ГОСТ 26602.1-99 «Блоки оконные и дверные. Методы определения сопротивления теплопередаче»;
  • воздухо- и водопроницание — по ГОСТ 26602.2-99 «Блоки оконные и дверные. Методы определения воздухо- и водопроницаемости»;
  • изоляция воздушного шума — по ГОСТ 26602.3-99 «блоки оконные и дверные. Метод определения звукоизоляции».

В частности, в соответствии с СТБ 1138-98 «ДВЕРИ И ВОРОТА ДЛЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. Общие технические условия» сопротивление теплопередаче дверей и ворот, устанавливаемых в наружных стенах отапливаемых зданий, должно быть не менее 0,6 значения требуемого сопротивления теплопередаче наружных стен, указанного в проектной документации и определяемого в соответствии с СНБ 2.04.01. Сопротивление воздухопроницанию дверей и ворот, устанавливаемых в наружных стенах отапливаемых зданий, а также дверей входных в квартиры, независимо от их конструкции, должно соответствовать требованиям СНБ 2.04.01.

Установка противовзломных дверей на месте их эксплуатации должна производиться в соответствии с рекомендациями изготовителя, которые приводятся в руководстве по монтажу. Они должны содержать, к примеру, обязательные требования в части расположения и количества мест крепления в дверном проеме, величину максимально допустимого зазора между коробкой и полотном двери и другие сведения.

Порядок монтажа дверных заполнений регламентирован СТБ 1476-2004 «ЗАПОЛНЕНИЕ ОКОННЫХ И ДВЕРНЫХ ПРОЕМОВ. Методы определения точности установки окон и дверей в проемах», а также СНБ 1.03.07-04 «ЗАПОЛНЕНИЕ ОКОННЫХ И ДВЕРНЫХ ПРОЕМОВ. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ» и ТКП 45-3.02-11 «ЗАПОЛНЕНИЕ ОКОННЫХ И ДВЕРНЫХ ПРОЕМОВ. Правила проектирования и устройства».

Сопротивление теплопередаче, воздухопроницаемость, водопроницаемость, звукоизоляция и паропроницаемость монтажных швов должны соответствовать требованиям проектной документации и ТКП 45-3.02-11-2005 (02250) «ЗАПОЛНЕНИЕ ОКОННЫХ И ДВЕРНЫХ ПРОЕМОВ. Правила проектирования и устройства», СТБ 1478-2004  «Строительство. Швы и стыки. Методы определения сопротивления теплопередаче», СТБ 1479-2004  «Строительство. Швы и стыки. Методы определения воздухопроницаемости», СТБ 1484-2004  «Строительство. Заполнение оконных и дверных проемов. Номенклатура контролируемых показателей качества. Контроль качества работ».

Конечно, человеку, не имеющему специальной подготовки, разобраться самому в вышеприведенных технических нормативно-правовых актах (ТНПА) нелегко, даже нужно было бы начать с того, что неспециалисту нелегко их найти. Но во всяком случае, вы уже хоть знаете, что законодательством установлены строгие требования как к самим изделиям (дверям), так и к ходу осуществления работ по заполнению дверных проемов (установке дверей). И если случится так, что какой-то горе-мастер попытается убедить вас, что «так тоже сойдет», вы сможете возразить. А тщательный контроль за соблюдением установленных требований позволит защитить свои права потребителю и упредить возможные проблемы в будущем, а главное — будет дисциплинировать производителя.

Если же недостатки были обнаружены после установки двери — не стоит отчаиваться.

Гарантийные обязательства

В соответствии с перечисленными выше ТНПА минимальный гарантийный срок на двери и работы по их монтажу составляет 2 года. В течение указанного срока потребитель вправе предъявить претензии по качеству производителю, а последний при их обоснованности — исправить.

В соответствии со ст. 676 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), а также ст. 20 и 31 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в редакции Закона от 08.07.2008 № 366-З (далее — Закон), потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества (если его недостатки не были оговорены продавцом), некачественно выполнена работа (оказана услуга) вправе по своему выбору потребовать:

  • замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно;
  • соразмерного уменьшения покупной цены товара, установленной цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, выполненной работы (оказанной услуги);
  • возмещения расходов по устранению недостатков товара, выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Вместо предъявления вышеуказанных требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Полученный товар ненадлежащего качества возвращается при этом продавцу за его счет. К слову, сохранять потребительскую тару (упаковку) теперь от покупателя не требуется. При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств. Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

При предъявлении потребителем требований, связанных с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), исполнитель должен провести проверку качества результата выполненной работы (оказанной услуги, если это возможно по характеру услуги). При возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет. Это установленоПоложением о порядке проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 № 26 «О некоторых вопросах защиты прав потребителей». О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Такую досудебную экспертизу вправе проводить:

  • аккредитованные органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
  • государственные судебно-экспертные учреждения и лица, имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги — судебно-экспертная деятельность;
  • торгово-промышленные палаты — по вопросам качества товаров;
  • общественные объединения потребителей.

Следует отметить, что оплата экспертизы производится продавцом, изготовителем, поставщиком, представителем или исполнителем, даже если заявление подали не они, а потребитель. В то же время последний вправе самостоятельно произвести оплату экспертизы. Но если в результате экспертизы товара будет установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц, либо непреодолимой силы, потребитель обязан будет возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

Потребитель вправе оспорить заключение экспертизы товара, результата выполненной работы (оказанной услуги) в судебном порядке.

Помимо непосредственного устранения последствий реализации некачественной двери и некачественной ее установки, потребитель вправе на основании ст. 17 Закона требовать от изготовителя (продавца) возмещения вреда, причиненного его жизни, здоровью, наследственности или имуществу вследствие конструктивных или иных недостатков товара (работы), а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе).

В ст. 25 и 32 Закона установлены сроки для добровольного удовлетворения требований потребителя продавцом (изготовителем, исполнителем) — они составляют от 7 до 14 дней со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение указанных выше сроков удовлетворения требований потребителя в Законе установлена неустойка в размере 1% от общей стоимости товара (работы, услуги) за каждый день просрочки.

Законодательством также предусмотрено право потребителя на компенсацию морального вреда, причиненного ему вследствие нарушения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем) прав потребителя, предусмотренных законодательством.

Если изготовитель (продавец, поставщик, исполнитель) отказывается урегулировать требования потребителя в претензионном порядке, следует обратиться в суд с соответствующим иском. Государственная пошлина в этом случае истцом не оплачивается, а возлагается в последующем на ответчика (ее ставка составит 5% от цены иска). Иск следует предъявлять по месту жительства ответчика.

Резюмируя, следует отметить, что нормативно-техническое законодательство Республики Беларусь тщательнейшим образом регламентирует все сферы строительной деятельности. При этом малейшие отступления от установленных норм дают право потребителям товаров (работ, услуг) требовать возмещения причиненного им ущерба, а также взыскания санкций и морального вреда. Об этом следует всегда помнить изготовителям товаров, производителям работ (услуг) и стараться всегда обеспечивать надлежащее их качество. В случае возникновения обоснованных претензий потребителей лучше удовлетворять эти претензии во внесудебном порядке. Это позволит избежать судебных расходов по оплате государственной пошлины, а также расходов по проведению судебной экспертизы, которые, кстати, всегда сравнимы со стоимостью изделия либо оказанной работы.