Что нового принесет новый Жилищный кодекс?

Автор: Александр ЖУК, аттестованный юрист, магистр права.

Как и ожидалось, в конце августа текущего года был подписан Главой государства и официально опубликован новый Жилищный кодекс Республики Беларусь (далее — ЖК), анализу положений которого мы уже посвятили несколько предыдущих статей в «УправДоме».

До вступления этого документа в силу еще почти полгода, ну а мы тем временем продолжим рассматривать его основные положения.

Назначение и использование жилого помещения

Жилое помещение предназначается исключительно для проживания граждан. Не для целей проживания (например, для размещения офиса, пункта оказания услуг и т.п.) жилое помещение может использоваться в следующих случаях:

  • после перевода его в нежилое помещение;
  • как юридический адрес частного унитарного предприятия и фермерского хозяйства;
  • для ремесленной деятельности, агроэкотуризма.

Блокированные, одноквартирные жилые дома или их части могут использоваться под офисы, в качестве мастерских для ремонта автомобилей и т.п. только по согласованию с местными властями.

Переводить можно, причем «туда и обратно»

Жилое помещение может быть переведено в нежилое по заявлению собственника решением райисполкома, горисполкома, администрации района в городе. В некоторых случаях в таком переводе может быть отказано, а причинами отказа могут быть:

  • невозможность доступа в жилое помещение многоквартирного жилого дома без использования вспомогательных помещений или техническая невозможность оборудовать такой доступ;
  • отсутствие согласия лиц, имеющих права на это жилое помещение;
  • жилое помещение не является изолированным;
  • в жилом помещении зарегистрированы граждане, за исключением случая, когда сохраняются иные жилые помещения и имеются согласие проживающих в них совершеннолетних граждан на перевод жилого помещения в нежилое;
  • несоответствие перевода правилам градостроительства, природоохранным, санитарным, противопожарным и иным требованиям технических нормативных правовых актов.

Решение исполкома (администрации) об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, которое, к слову, обязательно должно содержать мотивировку, может быть обжаловано в вышестоящий орган и (или) в суд.

Вместе с тем нужно помнить, что не допускается размещение в помещениях, переведенных в нежилые:

  • промышленных производств,
  • пунктов приема посуды;
  • бань, саун, химчисток и прачечных (кроме приемных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 килограммов белья в смену);
  • похоронных бюро, магазинов ритуальных услуг;
  • дискотек;
  • физкультурно-оздоровительных комплексов общей площадью более 150 кв.м;
  • пунктов временного содержания животных, приютов и гостиниц для животных.

Нужно отметить, что в новом ЖК впервые предусмотрена также возможность перевода нежилого помещения в жилое. Однако для этого необходимо, чтобы оно соответствовало установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.

Основные жилищные обязанности граждан

ЖК закрепляет ряд обязанностей граждан в области жилищных отношений, в частности, граждане обязаны:

  • подать документы для государственной регистрации своих прав на жилое  помещение не позднее 3 месяцев со дня получения документов, необходимых для оформления прав;
  • вносить плату за жилищно-коммунальные услуги и плату за пользование жилым помещением;
  • обеспечивать доступ в жилые помещения работников ЖЭСа, газовых служб, водоканала и т.п.  для проведения проверок;
  • возмещать ущерб, причиненный ими помещениям других граждан.

Гражданам также важно знать, что ЖК запрещаются:

  • действия, приводящие к порче жилых и вспомогательных помещений, нарушению условий проживания граждан в других жилых помещениях;
  • хранение в жилых помещениях взрывоопасных, отравляющих и загрязняющих воздух веществ и предметов (за исключением средств борьбы с грызунами и другими животными), а также легковоспламеняющихся веществ с нарушением правил хранения и пользования;
  • переоборудование и реконструкция вентиляционных шахт и каналов;
  • загромождение коридоров, лестничных маршей и площадок, проходов, запасных выходов и других вспомогательных помещений;
  • содержание во вспомогательных помещениях жилого дома животных, в том числе пчел;
  • самовольная установка на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и других конструкций;
  • устройство погребов и других помещений под балконами и лоджиями, в подвалах и технических подпольях, на этажах многоквартирных жилых домов;
  • самовольные переустройство и (или) перепланировка;
  • сушка белья во вспомогательных помещениях многоквартирного жилого дома.

Также согласно новому ЖК гражданам запрещается курение во вспомогательных помещениях многоквартирных жилых домов.

Свои жилищные права граждане по-прежнему могут защищать в суде. Новым является то, что помимо имущественного ущерба граждане приобретают право взыскивать с нарушителя моральный вред.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Самой интересующей граждан темой в области жилищных отношений является, пожалуй, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В новом ЖК перечень оснований для постановки на учет нуждающихся не претерпел существенных изменений по сравнению с действующим законодательством. Однако он впервые закреплен на уровне Кодекса и отражает все новые тенденции, существующие сегодня в данной сфере.

Итак, нуждающимися в улучшении жилищных условий будут признаваться граждане:

  • не имеющие в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся (по месту работы) жилого помещения. Под отсутствием жилого помещения понимается отсутствие государственного жилья; отсутствие регистрации в качестве членов, бывших членов семьи собственника жилого помещения, нанимателя государственного жилья; отсутствие договора, предусматривающего передачу жилья, построенного по договору долевого строительства.
  • обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв.м (в городе Минске — менее 10 кв.м) на одного человека (с учетом жилых помещений, приходящихся на членов семьи);
  • проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям;
  • проживающие в общежитиях, за исключением обучающихся, сезонных и временных работников;
  • проживающие в государственных жилых помещениях по договору найма жилого помещения коммерческого использования либо по договору поднайма или частных жилых помещениях по договору найма;
  • проживающие в служебном жилье;
  • проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами и имеющие заболевания, при наличии которых признается невозможным совместное проживание;
  • проживающие в неизолированных жилых комнатах и не являющиеся близкими родственниками;
  • проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от того, являются они или не являются близкими родственниками), кроме супругов;
  • относящиеся к молодым семьям, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет квартиры (молодыми семьями признаются семьи, в которых хотя бы один из супругов находится в возрасте до 31 года на дату принятия на учет нуждающихся);
  • родившие (усыновившие, удочерившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, а также воспитывающие детей овдовевшие супруги, не вступившие в новый брак, если они не имеют квартиры;
  • некоторые другие категории граждан.

Организации, имеющие жилые помещения, могут предусматривать в коллективных договорах дополнительные основания для признания своих работников нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом улучшение жилищных условий таких работников осуществляется только по месту их работы.

Гражданин совместно с членами его семьи вправе состоять на учете нуждающихся по месту жительства, а также по месту работы (службы) каждого ее члена. В случае если супруги зарегистрированы в разных населенных пунктах или разных районах населенного пункта, принятие на учет нуждающихся осуществляется по месту жительства одного из супругов по их выбору. При принятии на учет нуждающихся не требуется регистрация супругов и несовершеннолетних детей в одном населенном пункте, а по месту работы (службы) — членов семьи, с которыми гражданин принимается на учет нуждающихся.

Граждане, уволенные с военной службы, вправе стать на учет нуждающихся в любом населенном пункте Республики Беларусь (за исключением города Минска) в течение 6 месяцев со дня увольнения. Военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава Следственного комитета Республики Беларусь, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, судьям и прокурорским работникам предоставляется право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту военной службы (работы) без учета срока пребывания (жительства) в городе Минске и населенных пунктах Минского района при наличии оснований, установленных законодательством.

Граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи заявления о принятии на такой учет. Если заявления поданы несколькими гражданами в один и тот же день, они включаются в списки нуждающихся в порядке регистрации заявлений.

В заключение сегодняшнего обзора добавим также, что в новом ЖК сохранен порядок истребования всех необходимых документов органами, осуществляющими постановку на учет.