Кто должен устранять выявленные недостатки жилого помещения, построенного в составе ЖСПК?
При строительстве квартир в составе жилищно-строительного кооператива недостатки, выявленные собственником жилого помещения, устраняются застройщиком в порядке гражданского законодательства, регулирующего институт строительного подряда. Положения законодательства о защите прав потребителей к данным правоотношениям не применяются.
Так, например, определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда от 21.10.2019 оставлено без изменения решение районного суда от 31.07.2019 по иску гражданина К. к двум подрядным строительным организациям, ЖСПК «З» и районному управлению капитального строительства (ГП «УКС») об устранении недостатков при строительстве квартиры.
При рассмотрении гражданского дела установлено, что К. является членом ЖСПК «З» и собственником построенной им квартиры. В ходе использования жилого помещения К. выявлен ряд недостатков в построенной им квартире: неплотное прилегание оконных рам; наличие грибка на оконных блоках; образование наледи, промерзание; недопенены откосы; имеет место отклонение поверхности установленных подоконных досок от горизонтальности, что не соответствует нормативу; на отливах, устроенных из жести, покрытой полимером, имеются следы загрязнения, поверхностной коррозии; имеются производственные дефекты потолка жилой комнаты; трещины откосов.
Заявленные требования истца судом первой инстанции удовлетворены частично: на ГП «УКС» возложена обязанность устранить ряд дефектов (недостатков) в квартире, принадлежащей К.; в удовлетворении заявленных требований К. к подрядным строительным организациям и жилищно-строительному кооперативу суд отказал по следующим основаниям.
На этапе строительства жилого дома, в котором расположена квартира истца, по договору от 2010 г. ЖСПК «З» передал ГП «УКС» функции заказчика по строительству объекта «Многоквартирный жилой дом». Указанным договором предусмотрено, что заказчик гарантирует и обеспечивает устранение выявленных при приемке объекта дефектов и недоделок в сроки, не превышающие установленных Правилами заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 в редакции постановления от 30.06.2011 № 875, а также нарушений, выявленных в течение гарантийных сроков, установленных соответствующими нормами в строительстве.
По вопросу устранения недостатков на протяжении 2013 – 2018 гг. К. неоднократно обращался в адрес ЖСПК «З». В свою очередь ЖСПК «З» адресовал указанные претензии и жалобы в адрес ГП «УКС».
Рассматривая заявленные истцом требования, суд указал, что спорные правоотношения не регулируются Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» в редакции Закона от 08.07.2008 № 366-З, поскольку договорные отношения между К. и ГП «УКС» отсутствуют, строительство квартиры осуществлено истцом как членом ЖСПК «З» на основании договора, поэтому в данном случае применяются общие нормы гражданского законодательства, регулирующие ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работ.
Основанием возложения на ГП «УКС» обязанности по устранению недостатков является ненадлежащее исполнение заказчиком своих функций по контролю за качеством строительно-монтажных работ, о чем свидетельствуют наличие дефектов в квартире К.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил обязанность по устранению недостатков на районное управление капитального строительства.