Приемка объекта в эксплуатацию без подписи участника комиссии возможна
В прошлом номере нашего журнала мы затронули такую важную тему, как приемка в эксплуатацию объекта, законченного возведением, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом и благоустройством. Разговор, в частности, шел не только о порядке приемки, но и о ее юридических последствиях. Сегодня мы затронем еще один важный вопрос из данной темы.
Как нам уже известно из предыдущего номера журнала, порядок проведения приемки объекта в эксплуатацию и составления соответствующего акта регламентирован Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716 (далее — Положение о приемке), а также Техническим кодексом установившейся практики «Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения» (ТКП 45-1.03-59-2008 (02250). В соответствии со ст. 591 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», а также п. 16 и 18 Положения о приемке приемочные комиссии назначаются заказчиком, застройщиком либо уполномоченной ими организацией путем принятия соответствующего решения (приказа, постановления, распоряжения), в котором указываются состав приемочной комиссии, ее председатель, назначаемый из числа ее членов, устанавливаются даты начала и окончания работы комиссии. Приемочные комиссии следует назначать не менее чем за 30 дней до начала приемки объекта в эксплуатацию, по объектам, нормативные сроки продолжительности строительства которых составляют менее 30 дней, — не менее чем за 15 дней.
О составе приемочной комиссии и об обязанностях, которые возлагаются на ее членов, также мы говорили в прошлый раз, поэтому теперь на этих вопросах подробно останавливаться не будем. Акцентируем только внимание на том, что обязательный состав приемочной комиссии формируется заказчиком, застройщиком либо уполномоченной ими организацией в одностороннем порядке независимо от желания членов комиссии, участие которых в приемке обязательно.
Отказался подписать — мотивируй
В случае если объект соответствует установленным в законодательстве критериям качества, согласно п. 6 Положения о приемке акт приемки объекта в эксплуатацию подписывается всеми членами приемочной комиссии. Однако на практике возможны случаи отказа члена приемочной комиссии от подписания акта. Подобный отказ должен быть оформлен письменно и мотивированно (указано обоснование отказа) не позднее даты окончания работы приемочной комиссии с обоснованием причин отказа.
По окончании работы приемочной комиссии ее председатель представляет акт приемки объекта в эксплуатацию лицу (в орган), назначившему приемочную комиссию, для его утверждения. А вот если один из членов приемочной комиссии письменно отказался от подписания акта приемки, председатель комиссии должен принять решение о завершении приемки и предоставить акт лицу (в орган), назначившему приемочную комиссию, либо же составить мотивированное заключение о неготовности объекта к эксплуатации в зависимости от мотивов отказа от подписания и с учетом каждой конкретной ситуации.
Таким образом, приемка объекта в эксплуатацию без подписи кого-либо из членов приемочной комиссии возможна, однако отказ от подписания при этом должен быть письменным и мотивированным (содержать обоснование причин отказа). Подтверждением этому является содержание п. 7 Положения о приемке. Как следует из его содержания, утверждение акта приемки объекта в эксплуатацию допускается при отсутствии в данном акте подписи кого-либо из членов приемочной комиссии, но при наличии письменного отказа члена приемочной комиссии от его подписания.
Акт приемки объекта в эксплуатацию утверждается решением (приказом, постановлением, распоряжением) лица (органа), назначившего приемочную комиссию, в течение 15 дней со дня его подписания членами комиссии (с учетом необходимости соблюдения сроков для выдачи утвержденного акта приемки объекта в эксплуатацию местными исполнительными и распорядительными органами).
Понудить подписать акт приемки члена комиссии, отказавшегося от подписания в судебном порядке невозможно, поскольку подобные требования не подлежат рассмотрению в суде. Такой способ защиты нарушенных гражданских прав не предусмотрен ст. 11 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК). Предусмотренный законодательством способ защиты нарушенных гражданских прав как присуждение к исполнению обязанности в натуре может быть использован заинтересованным лицом именно при возможности заявления требований о реальном исполнении обязательств в отношении индивидуально-определенных вещей (ст. 369 ГК). Акт приемки объекта в эксплуатацию подобной вещью не является.
Если же член комиссии не только не подписывает акт приемки объекта в эксплуатацию, но и отказывается составить письменный ответ об этом, уже возникает проблема, поскольку в п. 7 Положения о приемке содержится прямой запрет на утверждение акта в подобной ситуации.
Административная ответственность — дело нешуточное
Получению «заветной» подписи на акте или отказе от подписания акта может поспособствовать привлечение к административной ответственности «отказника».
Отказ члена комиссии от возложенных законом на него обязанностей в соответствии с п. 10 Положения о приемке и разделом 5 ТКП 45-1.03-59-2008 является нарушением порядка приемки объекта в эксплуатацию, за что несут ответственность в соответствии с законодательством не только как председатель приемочной комиссии, но и ее члены комиссии.
Административная ответственность за отказ от подписания акта приемки или письменного отказа от подписания установлена ч. 1 ст. 21.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). В соответствии с ней нарушение председателем, членами приемочной комиссии установленного порядка или правил приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса) влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.
Вместе с тем представляется, что данная мера является недостаточно эффективной и наказание за подобное правонарушение с учетом огромной капиталоемкости подрядной деятельности должно быть существенно увеличено. О данной необходимости свидетельствуют многочисленные обращения в суды терпящих убытки заказчиков с вопросами, как поступать им в такой ситуации. С данным мнением соглашаются многие специалисты-правоведы в сфере строительства. Представляется, что размер штрафа должен быть как минимум равным санкциям, установленным в ч. 3 ст. 21.6 КоАП для принимающего в эксплуатацию объект лица, то есть до 200 базовых величин.
Кроме того, непринятие в эксплуатацию объекта завершенного строительством влечет возникновение убытков у заказчика строительства, которые могут быть взысканы с виновного в их возникновении члена приемочной комиссии, в случае доказательства его вины в возникновении убытков в соответствии со ст. 14 ГК.
Следует предостеречь заказчиков, застройщиков либо уполномоченных ими организаций от приемки в эксплуатацию объектов в отсутствие подписи в приведенной ситуации. Подобная поспешность также влечет административную ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 21.6. КоАП. Согласно ей эксплуатация или передача в эксплуатацию объекта строительства (очереди строительства, пускового комплекса) без его приемки в установленном порядке либо с нарушением такого порядка приемки в эксплуатацию влекут наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — до 20 базовых величин.
В заключение отметим, что утверждение акта приемки обуславливает период времени, с которого объект недвижимости ставится на учет как основное средство.