Претензионный порядок урегулирования спора

Автор: Сергей БЕЛЯВСКИЙ, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя Гродненского областного отделения ОО «Белорусский республиканский Союз юристов».

Под претензионным порядком урегулирования спора понимается одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов между сторонами в обязательстве или при исполнении норм законодательства с применением претензии до передачи дела на рассмотрение в хозяйственный (третейский) суд.

Предъявление претензии является последним шагом кредитора, направленным на защиту своих интересов, непосредственное урегулирование спора с должником и понуждение его к исполнению обязательства во внесудебном порядке. Если и претензионный порядок не привел к результату, у кредитора остается один выход — обращение в суд.

Кроме того, направление претензии позволяет приостановить течение срока исковой давности. В соответствии со ст. 203 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) при предъявлении претензии течение срока исковой давности приостанавливается со дня направления претензии до получения ответа на претензию или истечения срока для ответа, установленного законодательством или договором. Со дня получения ответа на претензию или истечения срока для ответа, установленного законодательством или договором, течение срока исковой давности продолжается. Оставшаяся часть срока удлиняется до 6 месяцев, а если срок исковой давности равен 6 месяцам или менее 6 месяцев, — до срока давности.

Форма и содержание претензии

В соответствии со ст. 10 ГК до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) ИП, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором. Обязательный претензионный либо иной досудебный порядок, установленный законодательством или договором, распространяется в том числе и на споры с участием иностранных лиц, если из договора следует, что применимым правом является законодательство Республики Беларусь.

Порядок предъявления претензии устанавливается законодательством или договором. Требования к ее содержанию изложены в приложении к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь (далее — ХПК). В претензии указываются:

  • фамилия, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;
  • дата предъявления претензии;
  • обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
  • доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
  • сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
  • банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);
  • перечень документов, прилагаемых к претензии.

К претензии прилагаются копии документов, обосновывающие и подтверждающие предъявленные требования, либо выписки из них.

Требования к форме и содержанию претензии являются в некоторой степени ориентирующими кредиторов на максимально полное обоснование своих требований перед должником. В последующем это будет иметь значение для возможности обращения в суд с требованиями, указанными в претензии. При этом полнота содержания претензии и ее соответствие существу возникшего спора и объему заявленных требований будут оцениваться судом в каждом конкретном случае.

Порядок предъявления

Претензия подписывается ее заявителем или его представителем и направляется получателю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись. Вместе с тем, в договоре стороны вправе предусмотреть иной способ предъявления претензии (посредством факсимильной связи, электронной почты, телефонограммы и др.).

Наличие почтового уведомления иного доказательства, подтверждающего получение претензии должником, является обязательным потому, что в последующем при обращении в хозяйственный суд с заявлением в порядке приказного производства или с иском, необходимо будет доказать факт направления претензии должнику и ее получение им (подтверждение получения касается приказного производства в частности). Если претензия направлена способом, не предусмотренным законодательством или договором, то для подтверждения ее получения необходимо представить соответствующие доказательства, например ответ на претензию.

Важным моментом при направлении претензии является определение адреса, по которому ее необходимо направить. Адрес фактического места расположения субъекта хозяйствования может не совпадать с юридическим. Кроме того, в процессе деятельности адрес может многократно меняться. По какому адресу направлять претензию в этом случае?

Для получения юридического результата претензия должна направляться по адресу официального места нахождения должника, указанному в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР). Адрес в ЕГР должен соответствовать действительности, поскольку в п. 21 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, установлена обязанность субъектов хозяйствования в случае изменения места нахождения информировать об этом регистрирующий орган. В частности, указано, что в случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение 10 рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган уведомление по установленной форме. Форма установлена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1».

Но для получения фактического результата, то есть исполнения изложенных в претензии требований, претензию следует направлять по всем адресам, известным кредитору, по которым возможно получение претензии руководством должника. К таким адресам в совокупности могут быть отнесены:

  • адрес, указанный в договоре;
  • фактически известный адрес места нахождения должника;
  • адрес из ЕГР;
  • домашний адрес руководителя должника, если они известны кредитору.

Необходимо отметить, что при подготовке к рассмотрению дел, упреждая возможное неполучение корреспонденции должниками (ответчиками) по делам суды часто направляют корреспонденцию по всем перечисленным адресам, используя сведения из ЕГР. Вместе с тем это является не обязанностью суда, а мерами по надлежащему извещению второй стороны по делу, позволяющими избежать возможного обжалования судебных постановлений по основанию неизвещения стороны по делу.

Если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что претензия направлена истцом по ненадлежащему адресу (не по месту нахождения ответчика), имеет место несоблюдение претензионного порядка (ненадлежащее направление претензии). При этом суд может предложить сторонам воспользоваться примирительной процедурой. В этом случае даже при недостижении примирения и необходимости рассмотрения спора судом примирительную процедуру можно рассматривать как досудебное урегулирование. И тут уже несогласие воспользоваться примирительной процедурой в такой ситуации повлечет оставление иска без рассмотрения, а на стадии возбуждения производства по делу — возвращение иска.

Если претензия была направлена кредитором по адресу фактического местонахождения должника, указанному в ЕГР, но не была получена им, претензионный порядок следует считать соблюденным. Единственной заминкой, связанной с этим, является получение кредитором сведений из ЕГР о месте нахождения должника. В соответствии с п. 19 Положения о Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2009 № 229 (далее — Положение о ЕГР), предоставление сведений из ЕГР о юридическом лице, ИП осуществляется по запросу (заявлению — для физических лиц) заинтересованных, составленному в произвольной форме, с приложением к нему документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за их предоставление в установленном размере. Размеры государственной пошлины варьируются в зависимости от плательщика. В соответствии с п. 79 Приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь размер государственной пошлины за подобные действия составляет 3 базовые величины с юридических лиц и 0,1 базовой величины с физических лиц за одну выписку из ЕГР. Для иностранных организаций размер пошлины составляет 15 базовых величин.

Информация предоставляется в течение 7 календарных дней — для юридических лиц, в том числе государственных органов, и 5 календарных дней — для физических лиц со дня подачи соответствующего запроса (заявления).

Кроме того, в соответствии с п. 19 Положения о ЕГР еще одним источником свободного размещения данных о юридических лицах и ИП названа глобальная компьютерная сеть Интернет. Вместе с тем данный вариант размещения информации еще находится в стадии разработки.

Изложение требований

В претензии необходимо отразить все те имущественные требования, которые в последующем кредитор имеет желание предъявить к должнику в хозяйственном суде. При этом следует учитывать то, что одновременно с увеличением периода просрочки растет размер санкций, на получение которых вправе претендовать кредитор. На дату составления претензии период просрочки и размер санкций один, а на момент рассмотрения дела в суде он уже будет другим. По этой причине допускается указание в претензии о погашении основного долга на необходимость уплаты пени и процентов по состоянию на определенную дату (без конкретной суммы), что расценивается как соблюдение претензионного порядка по всем требованиям, предъявленным в суд. В претензии может быть также указано, что размер штрафных санкций будет скорректирован на день подачи искового заявления (заявления о возбуждении приказного производства).

Аналогично разрешается и вопрос о возможности соединения в претензии нескольких требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам. Для последующего обращения в суд указание каждого из обязательств является необходимым.

Рассмотрение претензии

В законе установлен месячный срок для рассмотрения претензии. Вместе с тем в договоре стороны вправе вообще признать претензионный порядок необязательным или же установить иной срок для ее рассмотрения.

Кроме того, в судебной практике встречаются дела, претензии по которым содержат срок для ответа, который при этом, как правило, менее одного месяца. В то же время в договоре стороны указанный срок не согласовали. При оценке подобных претензий суды исходят из срока для дачи ответа, установленного в законодательстве или договоре, а не в претензии. В этой связи истечение срока для рассмотрения претензии, указанного в самой претензии в подобном примере, не будет являться доказательством соблюдения претензионного порядка.

Пункт 5 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 9 «О некоторых вопросах приказного производства» позволяет отсутствие ответа на претензию, полученную должником, расценивать как неоспаривание задолженности, в связи с чем у взыскателя возникают все основания для обращения в приказном производстве. В соответствии со ст. 220 ХПК в приказном производстве рассматриваются требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника, которые в том числе не оспариваются должником, но не выполняются.

Вместе с тем для целей обращения в приказном порядке направление претензии не является обязательным. Направление претензии в приказном порядке следует расценивать лишь как меру, направленную, во-первых, как уже отмечалось выше, на добровольное внесудебное урегулирование спора, во-вторых — на получение признания (не оспаривания) должником задолженности. Если размер требований в приказном производстве превысит 100 базовых величин, без направления претензии или иных способов получения признания (не оспаривания) задолженности не обойтись. Если сумма требований не превышает 100 базовых величин, в направлении претензии нет необходимости.

Более того, при переходе из приказного производства в исковое в соответствии со ст. 224 ХПК соблюдение претензионного порядка также является необязательным. В данном случае сам факт обращения в порядке приказного производства расценивается судом как соблюдение досудебного порядка (до обращения с иском) урегулирования спора.

Оставляя полученную претензию без ответа, должнику следует иметь ввиду, что в соответствии со ст. 133 ХПК в случае, если дело в суде возникнет вследствие нарушения какой-либо стороной досудебного порядка урегулирования спора, установленного законодательными актами для данной категории споров или договором (оставление претензии без ответа в установленный срок, отказ либо уклонение от проведения переговоров), хозяйственный суд вправе взыскать с этой стороны судебные расходы независимо от исхода дела. Это может возникнуть, например, в случае, когда после оплаты долга ответчик получает претензию и оставляет ее без ответа, поскольку полагает, что если долг оплачен, то и отвечать незачем. В то же время истец, не проверив факт поступления денежных средств от должника, подает к нему иск, в удовлетворении которого, естественно, будет отказано. В этом случае госпошлина на основании вышеприведенной нормы может быть отнесена на ответчика. Вместе с тем указанная норма применяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела и действий сторон в судебном заседании. Подробнее об этом указано в письме Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.02.2011 № 02-38/380 «О применении законодательства».

При частичном или полном отклонении претензии к ответу прилагаются копии документов, обосновывающие отклонение претензии. То есть отказ должен быть мотивирован и подтвержден соответствующими доказательствами.

В соответствии со ст. 10 ГК стороны договора вправе согласовать необязательность претензионного порядка для обращения в суд. Вместе с тем при этом сторонам следует учитывать, что в соответствии со ст. 314 ГК при решении вопроса об уменьшении неустойки судом могут быть учтены действия сторон, направленные на добровольное досудебное урегулирование спора. Уклонившись от досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора стороны не предприняли мер к сохранению партнерских правоотношений, обратились в суд, который по своей сути должен являться исключительным способом урегулирования спора, когда все иные способы не привели к результату.

Если претензионный порядок по обязательству между сторонами являлся обязательным, однако истец по делу не принял мер к его соблюдению (не приложил к иску доказательства соблюдения: копию претензии, доказательства ее направления по надлежащему адресу ответчика и истечения срока ответа на претензию) такой иск оставляется судом без движения. И если же в срок, установленный судом, будут представлены доказательства соблюдения претензионного порядка, исковое заявление будет возвращено истцу, а принятый к рассмотрению иск будет оставлен без рассмотрения.

В соответствии с абзацем 4 ч. 1 ст. 4 ХПК одной из задач хозяйственного судопроизводства является содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. По этой причине в ходе проведения семинаров, лекций, участия в заседаниях органов исполнительной власти судами обращается внимание на необходимость использования претензионного порядка урегулирования спорных взаимоотношений между сторонами. Как было отмечено выше, направление претензии является последним шагом кредитора, направленным на защиту своих интересов, непосредственное урегулирование спора с должником и понуждение его к исполнению обязательства во внесудебном порядке.  Обращение в суд должно являться крайней мерой защиты своих нарушенных прав, когда все иные меры не возымели результата.

Наш telegram-канал