Добавить свой вопрос
Вернуться к списку вопросов
Имя
Алина
Вопрос:

Согласно ст. 166 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее - ЖК) протокол об итогах письменного опроса подписывается всеми членами правления. Есть три возможных варианта:

1) На заседании присутствуют более 50% членов правления и протокол подписывают все члены правления, присутствующие на заседании;

2) На заседании присутствуют более 50% членов правления и протокол подписывают все члены правления;

3) На заседании правления присутствуют все члены правления и протокол подписывается всеми присутствующими.

Какой вариант верный?

Ответ:

Действительно, в ч. 2 ст. 166 ЖК говорится, что члены правления организации собственников на своем заседании, которое проводится не ранее чем через пятнадцать дней после даты окончания письменного опроса, проводят подсчет голосов и оформляют протокол об итогах письменного опроса. При этом указано, что протокол об итогах письменного опроса подписывается всеми членами правления организации собственников. Бюллетени для голосования хранятся в делах организации собственников в течение пяти лет, протоколы – постоянно.

По нашему мнению, авторы проекта ЖК, очевидно, упустили здесь слова "присутствующими на заседании". То есть, данная норма должна была бы звучать так: протокол об итогах письменного опроса подписывается всеми членами правления организации собственников, присутствующими на заседании.

Ведь странным выглядит даже требование к члену правления, который не присутствовал при подсчете голосов, подписать протокол. Представьте, что вы член правления, и при подсчете голосов вы не имели возможности присутствовать. Но потом вам дают протокол подсчета голосов для того, чтобы вы его подписали. Лично я бы не стал подписывать такой протокол - как я могу его подписывать, если я не участвовал в подсчете? Даже при всем моем уважении к другим членам правления, и будь я на 100% уверен в их порядочности и честности.

Но имеем то, что имеем - норма ЖК говорит о всех членах правления, а не о всех присутствующих при подсчете. очевидно, что и в этом месте разработчики ЖК, что называется, дали маху. 

Впрочем, я не могу исключать, что в это закладывался какой-то смысл. Если это так, то хотелось бы услышать тех, кто это писал, или хотя бы тех, кто уполномочен законом давать официальные разъяснения норм ЖК.

Но пока что это выглядит как очередной и, к сожалению, далеко не единственный, брак в работе авторов ЖК и тех, кто его принимал.

Что делать?

В таких ситуациях можно только советовать строго придерживаться буквы закона, потому что если начнем каждый по-своему интерпритировать, то можно считать, что закона нет.

Раз ЖК требует, чтобы протокол подсчета голосов был подписан всеми членами правления, значит надо так и делать. Но в начале протокола все-таки, по общему правилу, следует перечислить только присутствующих при подсчете голосов. А уже в конце сделать список всех членов правления, где они проставят свои подписи. Понимаю, глупо, конечно, и не соответствует правилам делопроизводства даже, но что делать?..

Естественно, возникнет вопрос: а что делать, если кто-то из тех, кто не присутствовал, откажется ставить свою подпись?

Наверное, ничего. Хотя для подстраховки остальными членами правления может быть составлен акт о том, что кто-то из членов правления отказался подписать протокол подсчета. По общему правилу это делается так. Опять же, глупо, но мы же знаем, как отменяются решения общих собраний судами по различным формальным причинам. Поэтому лучше перебдить, чем недобдить.

Да, и при всем этом, естественно,следует помнить общее правило, изложенное в п. 2 ст. 168 ЖК: правление организации собственников правомочно принимать решения, если на его заседании присутствуют более половины членов правления организации собственников, в том числе председатель правления организации собственников.

Александр ГОРБАЧ, юрист

P.S.: Все-таки какой же замечательный ЖК нам подарили: какую статью ни возьми - косяк!

Вернуться к списку вопросов
Наш telegram-канал