Может ли председатель правления товарищества собственников замещать главного бухгалтера на период отпуска? И может ли он получить 100% оклада за замещение? Необходимо ли в данном случае проводить общее собрание?
Пункт 2 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее - Закон) говорит, что руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в п. 3 ст. 8 Закона.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона на должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Национального банка Республики Беларусь) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:
- наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет;
- отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
Из приведенных норм мы бы сделали вывод, что если председатель правления отвечает требованиям, предъявляемым законодательством к главному бухгалтеру, то он может замещать главного бухгалтера в период отпуска.
Согласно ст. 67 Трудового кодекса Республики Беларусь работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительную работу по другой или такой же должности служащего (профессии рабочего) без освобождения от своей основной работы, производится доплата. Дополнительная работа может выполняться в виде:
1) совмещения должностей служащих (профессий рабочих) – выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы по другой вакантной должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены);
2) расширения зон обслуживания (увеличения объема работы) – выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы по такой же вакантной должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены);
3) исполнения обязанностей временно отсутствующего работника – выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы как по другой, так и по такой же должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены).
Там же говорится, что размер доплаты устанавливается нанимателем по соглашению с работником, а для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Нанимателем по отношению к председателю правления является общее собрание членов товарищества собственников. Исходя из этого получается, что размер доплаты (он может быть и 100%) устанавливается общим собранием. Целесообразно ли проводить общее собрание по такому вопросу или же такую ответственность может взять на себя правление - это уже решать правлению.
Вообще же, в любой организации, в том числе и в товариществе собственников, должно быть утверждено Положение об оплате труда, и в этом локальном правовом акте все такие вопросы должны быть урегулированы, в том числе и размеры доплат на такие случаи. Следует утвердить Положение об оплате труда общим собранием и тогда не нужно проводить общее собрание при возникновении каждого частного случая.
Александр ГОРБАЧ, юрист
07.10.2022