Каким быть водоканалу

Автор: Александр ГОРБАЧ.

Корпоративному развитию отечественных водоканалов был посвящен семинар, прошедший в Минске 23 ноября под эгидой Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Хотя наша страна не имеет прямого выхода к Балтийскому морю, некоторые крупные белорусские реки текут именно туда – этим и объясняется интерес европейцев и, в частности, стран балтийского региона, к проблеме, которая на первый взгляд кому-то может показаться локальной.

 

В своем приветственном слове к участникам семинара недавно назначенный новый глава представительства ЕБРР в Беларуси Александр Пивоварский напомнил, что в сентябре ЕБРР утвердил новую стратегию для Беларуси, в рамках которой особое внимание уделяется поддержке структурных реформ и решению проблем муниципального уровня. В эту стратегию вполне вписываются те крупные инвестиционные проекты в сфере водного хозяйства, над финансированием которых уже несколько лет работает ЕБРР и Северный инвестиционный банк вместе с белорусским правительством.

В реализацию указанных проектов были вовлечены водоканалы Бреста, Барановичей, Гродно, Слонима, Витебска. Именно их представители, а также представители соответствующих исполкомов и обсуждали на семинаре Проект корпоративного развития, подготовленный по заказу ЕБРР представителями финской многоотраслевой консалтинговой компании FCG, которая занимается программами долгосрочного корпоративного развития предприятий. Проект рассчитан на 15 лет и включает в себя разработку структуры компании, планирование на будущее и имплементацию международных стандартов учета и отчетности.

Руководитель группы консультантов FCG Мартти Лариола отметил, что нынешние инвестиции являются первым шагом на пути модернизации водного хозяйства нашей страны. Однако помимо инвестиций, для достижения устойчивого полезного эффекта для населения и для окружающей среды необходимы существенные институциональные и стратегические изменения. Исходя из этого в процессе переговоров о заключении кредитного соглашения с банками белорусское правительство взяло на себя ряд обязательств, в том числе, поднятие тарифов на воду до уровня, обеспечивающего 100-процентное покрытия затрат, и унификацию тарифов для всех групп потребителей. По мнению эксперта, предприятия, оказывающие услуги водоснабжения и водоотведения, испытывают финансовые трудности именного из-за жесткой тарифной политики, которая не дает им возможность покрывать понесенные расходы без субсидий. В свою очередь, унификация тарифов на местном уровне будет означать ликвидацию перекрестного субсидирования, которое, по сути, является дискриминационным по отношению к важным группам потребителей – предприятиям и организациям.

Присутствующий на мероприятии представитель Минжилкомхоза  напомнил, что снабжение населения питьевой водой относит к прямой компетенции местных властей Закон «О местном управлении и самоуправлении». Однако на этот счет у FCG тоже имеется свое мнение. Для того, чтобы превратить водоканалы в кредитоспособные организации, которые могут выполнять свои текущие и долгосрочные финансовые обязательства по отношению к местным и международным кредиторам, согласно заключению FCG, должны быть проведены важные институциональные изменения. В частности, необходимо разделить понятия «поставщик услуг» (муниципалитет) и «производитель услуг» (водоканал). При этом признается, что предоставление услуг водоснабжения и водоотведения всегда будет оставаться зоной ответственности местных администраций, однако производство услуг, по мнению международных экспертов, может передаваться акционированному предприятию (водоканалу) и даже на аутсорсинг.

Отмечалось также и то, что существующая система сбора платежей с домохозяйств на основе индивидуальных счетчиков воды ведет к значительным потерям со стороны водоканалов и усугубляет проблемы с ликвидностью. Поэтому в многоквартирном доме должен быть единый (общий) счетчик, который и будет единственным источником информации для выставления счетов. Вопрос о том, как распределить счет за воду внутри дома, по мнению FCG, следует оставить на усмотрение владельцев квартир или организации, оказывающей жилищно-коммунальные услуги. Клиентом водоканала должен считаться многоквартирный или индивидуальный жилой дом, он и будет получать от водоканала единственный счет на оплату.

По мнению экспертов FCG, в интересах правительства безотлагательно принять следующие решения:

  • корпоратизировать водоканалы и преобразовать их в акционерные общества в муниципальной собственности;
  • позволить водоканалам принимать тарифные решения, одобренные профессиональным, неполитическим регулятором;
  • поднять тарифы в течение 2-3 лет до уровня, который покроет 100% операционных и капитальных затрат;
  • унифицировать тарифы для населения и юрлиц;
  • устранить субсидии;
  • представить новое законодательство по взысканию долгов с юрлиц.

Присутствующие на семинаре представители исполкомов посчитали за лучшее отмолчаться. Что же касается водоканалов, то они благодарили как ЕБРР, так и FCG за оказываемую помощь, хотя в большинстве своем и ставили под сомнение реализацию предоставленного им проекта корпоративного развития. «В наших условиях план развития на 15 лет – это утопия», – прозвучало из уст представителя одного водоканала. Большинство из них также говорили о том, что «все упирается в тарифную политику», и выражали надежды на реформы в этой сфере, посматривая в сторону представителей Минжилкомхоза и МАРТ. В то же время все были согласны, что прозвучавшие рекомендации стоят внимания, «другого пути нет» и «рано или поздно мы к этому придем».

Прошедший семинар был лишь одним из этапов начатого несколько лет назад проекта по реформе отечественного водного хозяйства. Его участников ожидают еще финальный отчет экспертов FCG и разработка «дорожной карты» реформ.

Наш telegram-канал