Безучетное потребление ЖКУ как следствие несвоевременной метрологической поверки
В данной статье хотелось бы затронуть некоторые проблемы правоприменения последствий несоблюдения со стороны плательщика жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) установленных законодательством сроков метрологической поверки. Сделаем это на примере водоснабжения и водоотведения.
Понятие безучетного потребления
Безучетное потребление коммунальных услуг — новый институт жилищного законодательства. Его определение дается в Положении о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571 (далее — Положение № 571 и Постановление № 571 соответственно).Согласно указанному документу безучетное потребление коммунальных услуг — это потребление коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, газо-, электро- и теплоснабжение) с нарушением установленных договором на оказание ЖКУ и (или) законодательством требований к организации расчетного учета потребления коммунальных услуг со стороны плательщика ЖКУ, выразившееся во вмешательстве в работу прибора индивидуального учета расхода воды, газа, тепловой и электрической энергии, несоблюдении установленных законодательством сроков метрологической поверки или необеспечении сохранности прибора индивидуального учета расхода воды, газа, тепловой и электрической энергии, обязанность по соблюдению или обеспечению которых возложена на плательщика ЖКУ, а также в иных действиях плательщика, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления коммунальных услуг.
Одним из оснований безучетного потребления коммунальных услуг, как видим, является несоблюдение со стороны плательщика ЖКУ установленных законодательством сроков метрологической поверки.
Проблема исчисления сроков
Пунктом 32 Положения № 571 установлено, что при обнаружении исполнителем или плательщиком ЖКУ факта безучетного потребления коммунальных услуг исполнитель обязан удостоверить данный факт актом о безучетном потреблении коммунальной услуги (далее — акт).После поступления от плательщика ЖКУ сообщения о факте безучетного потребления коммунальных услуг исполнитель обязан в 10-дневный срок с момента его поступления в согласованное с плательщиком время удостоверить указанный факт актом с указанием в нем даты последнего достоверного снятия и регистрации показаний прибора индивидуального учета (даты последней плановой сверки показаний прибора индивидуального учета).Акт составляется по установленной исполнителем форме, если иное не предусмотрено законодательством, уполномоченным должностным лицом исполнителя в присутствии плательщика или совершеннолетнего члена его семьи и подписывается указанными лицами. В случае отказа плательщика ЖКУ или совершеннолетнего члена его семьи от подписи в акте делается соответствующая отметка. Акт составляется в двух экземплярах, утверждается руководителем организации исполнителя. После утверждения один экземпляр акта вручается (направляется) плательщику, а второй хранится у исполнителя.
В соответствии с п. 33 Положения № 571 на основании акта исполнитель производит перерасчет размера платы за коммунальную услугу, либо за прошедшую часть расчетного периода (месяца) в случае своевременного информирования в этот период исполнителя о выявленном плательщиком факте безучетного потребления коммунальной услуги, либо за предыдущие расчетные периоды начиная с даты последнего достоверного снятия и регистрации показаний прибора индивидуального учета представителем исполнителя (но не более чем за три года) при обнаружении исполнителем факта безучетного потребления.
Детальный анализ п. 32 и 33 Положения № 571 указывает, что безучетное потребление коммунальных услуг влечет за собой изменение порядка оплаты коммунальных услуг с фактических показаний приборов учета на оплату по нормам (нормативам) потребления, установленным местными исполнительными и распорядительными органами. Это изменение порядка оплаты законодатель связывает с утверждением руководителем организации-исполнителя акта. При этом исполнителю необходимо выехать к плательщику ЖКУ, составить акт в двух экземплярах, утвердить его у руководителя и, в целях исключения возможных споров, отправить один экземпляр заказным письмом с уведомлением или вручить его плательщику ЖКУ нарочно.
В свою очередь, следует напомнить, что приборы учета расхода воды — это средства измерений, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии. Правовые и организационные основы обеспечения единства измерений в Республике Беларусь, направленные на защиту прав и законных интересов граждан и государства от последствий неточных и неправильно выполненных измерений, определены в Законе Республики Беларусь от 05.09.1995 № 3848-XII «Об обеспечении единства измерений» (далее — Закон№ 3848-XII).
В соответствии с ч. 3, 6 ст. 13 Закона№ 3848-XII средства измерений, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии, в отношении которых осуществлено утверждение типа средств измерений, подлежат поверке или калибровке. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии, допускаются к реализации, применению, передаче в аренду, в том числе прокат, после поверки или калибровки.
Таким образом, в силу положений Закона№ 3848-XIIпоследствия несоблюдения установленных законодательством сроков метрологической поверки необходимо применять не с момента составления акта о безучетном потреблении коммунальной услуги, ас даты окончания межповерочного интервала.
Позиция МЖКХ
Пунктом 4 Постановления № 571 на Министерство жилищно-коммунального хозяйства (далее — МЖКХ) возложены полномочия давать разъяснения по вопросам применения этого нормативного акта.
Исходя из этого и с учетом указанных противоречий в нормах Закона № 3848-XII и Положения № 571 организация обратилась в МЖКХ с просьбой разъяснить возможность иного механизма применения последствий несоблюдения со стороны плательщика ЖКУ установленных законодательством сроков метрологической поверки. Запрос обосновывался значительным количеством квартир в городе, оснащенных приборами учета расхода воды с истекшим или подходящим к истечению сроком межповерочного интервала. Обращение было обосновано тем, что предложенный Положением № 571 порядок действий (составление и утверждение акта) потребует значительных как финансовых, так и трудовых затрат.
В обращении отмечалось, что в соответствии с абз. 10 ч. 2 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее — Закон № 405-З) исполнитель обязан довести до сведения потребителя информацию о тарифах на ЖКУ, формах и порядке оплаты данных услуг. Поскольку согласно п. 33 Положения № 571 безучетное потребление коммунальных услуг влечет за собой изменение порядка оплаты коммунальных услуг с фактических показаний приборов учета на оплату по нормам (нормативам) потребления, установленным местными исполнительными и распорядительными органами, то в силу ч. 4 ст. 9 Закона № 405-З такая информация может быть также опубликована (распространена) в СМИ, глобальной компьютерной сети Интернет, размещена на информационных стендах (табло) и иных носителях информации в местных исполнительных и распорядительных органах, местах общего пользования жилых домов, расположенных в границах обслуживаемой исполнителем территории.
МЖКХ в своем разъяснении указало, что п. 2.3 типового договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению (канализации) квартиры, одноквартирного, блокированного жилого дома, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99, предусмотрена обязанность исполнителя производить за счет собственных средств работы по государственной поверке приборов индивидуального учета расхода воды потребителя, ремонту и замене этих приборов из обменного фонда исполнителя. В связи с этим исполнитель должен предпринять всевозможные меры по проведению поверки индивидуальных приборов учета расхода воды, в том числе информировать потребителя об истечении межповерочного интервала.
Дополнительно МЖКХ отметило, что информирование потребителей (плательщиков ЖКУ) об истечении межповерочного интервала способами, предложенными организацией-заявителем, не предусмотрено ст. 9 Закона № 405-З.Поскольку информация об истечении межповерочного интервала касается непосредственно конкретного потребителя ЖКУ, то размещение информации в сети Интернет может использоваться в комплексе мер, применяемых исполнителем для выполнения обязанностей в соответствии с типовым договором.В случае если потребитель (плательщик ЖКУ), информация об истечении сроков поверки до которого была доведена исполнителем, в установленный в уведомлении срок, не предпринял мер по организации осуществления метрологической поверки, потребление считается безучетным и, соответственно, начисление ему платы осуществляется в порядке, установленном для безучетного потребления коммунальных услуг.
Анализ данного разъяснения указывает, что, фактически возложив на исполнителя обязанность по информированию плательщика ЖКУ об истечении межповерочного интервала, МЖКХ при его подготовке прибегло к расширительному (распространительному) способу толкования нормы права.
Предложенный МЖКХ подход находит свое отражение в последующих принятых нормативных актах, регулирующих схожие правоотношения. Так, в соответствии с ч. 2 п. 43 Правил пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 788 (вступает в силу с 08.01.2017), контроль за сроком плановой поверки приборов учета потребителей, а также работы по их обслуживанию и плановой поверке осуществляются организацией ВКХ за счет собственных средств.
Исходя из смысла конечных положений предоставленного разъяснения МЖКХ согласилось с доводами организации-заявителя об отсутствии необходимости составления акта по факту истечения межповерочного интервала, признав пропуск срока конкретным надлежаще уведомленным плательщиком ЖКУ о необходимости проведения метрологической поверки основанием для применения последствий безучетного потребления коммунальных услуг.
В свою очередь, остается непонятным порядок действий исполнителя применительно к случаям, когда межповерочный интервал истек, а потребитель об этом не уведомлен.
Кроме того, МЖКХ, ссылаясь на типовой договор как на источник возникновения обязанности исполнителя по информированию потребителя об истечении межповерочного интервала, не приняло во внимание положения ч. 3 ст. 25 Закона № 405-З.В соответствии с указанной нормой договоры на оказание ЖКУ, заключенные до вступления в силу Закона № 405-З, действуют в течение указанного в них срока и не подлежат приведению в соответствие с требованиями Закона № 405-З. На практике может сложиться ситуация, когда между исполнителем и потребителей заключен бессрочный договор водоснабжения и ни одна из сторон не обращалась за заключением договора по типовой форме.
В таком случае в силу п. 2.1 временного типового положения о порядке обслуживания и эксплуатации приборов учета воды и тепловой энергии и систем регулирования расхода тепла, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 08.09.1997 № 116, ответственность за своевременность проведения метрологической поверки возложена на потребителя.
Таким образом, МЖКХ, разрешив фактически процедурную проблему определения момента возможности применения последствий безучетного потребления коммунальных услуг, поставило перед собой и исполнителями ЖКУ дополнительные вопросы: как поступать с потребителями, имеющими договор, заключенный не по типовой форме, и когда срок межповерочного интервала уже истек?