Администрацией района в товариществе собственников (ТС) назначено уполномоченное лицо (УЛ). Все штатные сотрудники ТС уволились, кроме главного бухгалтера - увольняться по соглашению сторон она отказалась и продолжает работать по контракту. Ежемесячно начисляет собственникам ТС членские вносы и выставляет их к оплате. Правомерны ли действия главного бухгалтера ТС и кто ее теперь может уволить, по каким основаниям. Обязаны ли члены ТС после назначения УЛ продолжать платить членские взносы?
В общем и целом данная проблема давно хорошо известна. В законодательстве она никак не урегулирована.
Суть этой проблемы заключается в следующем: исполком (администрация района) назначает уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, а ТС как способ управления общим имуществом остается не при делах. То есть, УЛ имеет отношение лишь к общему имуществу, но не имеет отношения к ТС как к юридическому лицу.
В этой связи после того, как назначено УЛ, членам ТС необходимо самим решить судьбу своего товарищества как юридического лица. Если бы, например, было принято решение о ликвидации ТС, то все штатные сотрудники подлежали бы увольнению в связи с ликвидацией на основании п. 1 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК).
А само по себе назначение УЛ не влечет никаких таких последствий и не создает никаких юридических оснований для увольнения сотрудников ТС.
Непонятно, как у вас уволился председатель правления, потому что нельзя было его увольнять, оставляя юридическое лицо без руководителя. Теперь даже если главный бухгалтер напишет заявление на увольнение по соглашению сторон, то его некому уволить - прием и увольнение сотрудников ТС осуществляет председатель правления как руководитель юридического лица (абзац 8 п. 2 ст. 170 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
Если у председателя был заместитель, избранный общим собранием, пускай даже и не в качестве штатного сотрудника, а исполняющий свои обязанности на общественных началах, то это, конечно, теперь может сделать он, поскольку после увольнения председателя полномочия последнего перешли к заместителю.
А если заместителя председателя не было и нет, то ситуация патовая.
То, что главный бухгалтер не написала заявления на увольнение по соглашению сторон - ее право, она не обязана была это делать. Соглашение сторон на то и соглашение, что это добровольное решение обеих сторон.
Возможно, главный бухгалтер предполагала, что будет принято решение о ликвидации ТС и ее уволят в связи с ликвидацией - ведь тогда в связи с увольнением по такому основанию ей полагалось бы выходное пособие в размере не менее трех среднемесячных заработков (ч. 3 ст. 48 ТК). Такое ее ожидание было вполне оправданным и законным - именно так и должно было произойти, если бы все делалось по закону.
Начисление членских взносов главный бухгалтер, наверняка, производит на основании решения общего собрания - то есть, когда-то было общее собрание, оно приняло решение об уплате членами ТС членских взносов в установленном размере. По сути, главный бухгалтер теперь просто выполняет решение общего собрания. В таком случае тоже, по нашему мнению, не подкопаешься к ее действиям.
Как и нет ничего незаконного в том, что она начисляет себе заработную плату - она же не уволена, даже если наниматель не может загрузить работника работой, то это не вина работника. За задержку выдачи трудовой книжки, за каждый день просрочки выплаты окончательного расчета наниматель обязан выплатить работнику средний заработок. А тут человек даже не уволен - естественно, что заработная плата должна начисляться.
Поэтому ничего неправомерного в действиях главного бухгалтера мы не видим (во всяком случае, исходя из предоставленной в вопросе нам информации).
Обязаны ли собственники ТС после назначения УЛ продолжать платить членские взносы? Если было соответствующее решение общего собрания о членских взносах и оно не отменено, а при этом у ТС ежемесячно имеются расходы, то, по нашему мнению, да, обязаны. ТС - это юридическое лицо, расходы которого финансируются из взносов его членов.
Как выйти из данной ситуации, сказать так вот сразу сложно. Тут ведь имеет значение еще то, на какой срок назначено УЛ - на какой-то короткий срок или на постоянно. Если на короткий срок, за который ТС необходимо вновь самоорганизоваться (избрать председателя правления и пр.), то это одна ситуация, в этом случае главбуху и незачем увольняться, может быть. Если УЛ назначено на постоянно или очень продолжительный срок, то, конечно, данную ситуацию необходимо как-то разрешать. Тогда нужно принимать решение о ликвидации ТС, назначать ликвидационную комиссию (ликвидатора) и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уволит главного бухгалтера по п. 1 ст. 42 ТК с соблюдением всех гарантий, в том числе с выплатой выходного пособия.
Александр ГОРБАЧ, юрист
18.10.2024
ЕСЛИ НАША РАБОТА ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ ПОЛЕЗНОЙ, ВЫ МОЖЕТЕ НАС ПОДДЕРЖАТЬ, ПЕРЕЧИСЛИВ ЛЮБУЮ СУММУ НА ОПЛАТУ МОБИЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА (оператор А1): 375 445613553 |