Уехал с места ДТП — виноват дважды!
Попав однажды в ДТП, люди, конечно же, задумываются об урегулировании возникшей ситуации миром. Благо теперь такая возможность имеется — в некоторых случаях можно договориться с товарищем по несчастью, не обращаясь в ГАИ. Но если таким образом можно избежать административной ответственности, то это еще не значит, что все проблемы решены.
Можно договориться, если…
Урегулирование ситуации при ДТП самими его участниками возможно только при наличии одновременно всех следующих условий, перечисленных в п. 31.4 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (далее — ПДД):
- в результате ДТП вред причинен только имуществу его участников;
- ДТП произошло с участием двух транспортных средств;
- лица, управлявшие транспортными средствами, имеют право на управление транспортным средством соответствующей категории;
- в отношении транспортных средств имеются действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности их владельцев;
- обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников данного происшествия и зафиксированы в извещениях о ДТП, бланки которых заполнены лицами, управлявшими транспортными средствами, в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (далее — Положение о страховой деятельности);
- лица, управлявшие транспортными средствами, не предъявляют претензий к состоянию друг друга (данные лица не находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в результате ДТП не причинен вред жизни или здоровью);
- вред, причиненный имуществу каждого из участников ДТП, оценивается ими в размере до 200 евро по установленному Национальным банком официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро.
Если хотя бы одного из этих условий нет — покидать место ДТП его участники не имеют права. Об этом прямо указано в п. 31.4 ПДД. Согласно данной норме водитель, участвовавший в ДТП, обязан записать фамилии и адреса очевидцев ДТП, сообщить о случившемся в милицию и ожидать прибытия сотрудников ГАИ. «Административная цена» такого оставления места ДТП — это ответственность по ч. 4 ст. 18.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за оставление водителем места ДТП, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами, в виде штрафа в размере от 5 до 25 базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до 2 лет.
Не имеет значения, что к оставлению места ДТП есть согласие его второго участника.
Источник повышенной опасности — дело серьезное
Важно помнить о том, что мы управляем источниками повышенной опасности. А, следовательно, помимо норм административного законодательства, обойти которое иногда пытаются участники ДТП, существуют еще и требования норм гражданского законодательства, обойти которые невозможно. О чем же идет речь?
В соответствии со ст. 948 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. В соответствии со ст. 952 ГК при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законодательством не предусмотрено иное. Вместе с тем при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Таким образом, владелец транспортного средства в случае возникновения к нему гражданско-правовых претензий отвечает за вред, причиненный жизни и здоровью второго участника его транспортным средством в любом случае. Это означает, например, что в случае наезда на пешехода, грубо нарушившего ПДД, избежать административной ответственности возможно, однако пешеход вправе предъявить требование к владельцу транспортного средства о взыскании с него стоимости причиненного ему вреда. И он будет прав.
Если же гражданская ответственность владельца транспортного средства была застрахована — такое требование следует предъявлять страховой организации, она обязана возместить ущерб в полном объеме. Вот тут уже и возникает другая, более дорогостоящая проблема, о которой водители транспортных средств, покидая место ДТП, не думают.
В соответствии с п. 163, 178 Положения о страховой деятельности страховщик имеет право требования в пределах выплаченных сумм к юридическому или физическому лицу, ответственному за причинение вреда, в том числе и в случае, если участвовавшие в ДТП лица не сообщили о нем в ГАИ и не действовали в соответствии с требованиями ПДД.
Согласно п. 31.5, 32 ПДД до прибытия сотрудников ГАИ участники ДТП обязаны принять все возможные меры по сохранению следов и предметов, относящихся к ДТП, их ограждению и организации объезда места ДТП. Участнику дорожного движения, являющемуся участником ДТП, запрещается:
- оставлять место ДТП, перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к ДТП;
- употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
- вскрывать тахограф без разрешения сотрудника ГАИ.
Следует для сведения перечислить иные основания, при наличии которых страховая организация вправе предъявить подобные требования к юридическому или физическому лицу, ответственному за причинение вреда. К ним относятся:
- умышленные действия, за исключением действий, совершенных в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
- управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также в случае отказа от медицинского освидетельствования после ДТП;
- отсутствие у лица, причинившего вред, предусмотренных в законодательстве оснований на право управления транспортным средством;
- совершение преступных действий с использованием транспортного средства;
- причинение вреда лицом, изъявшим транспортное средство из обладания владельца без его вины в результате противоправных действий;
- использование транспортного средства в дорожном движении без заключения договора страхования;
- наличие установленной судом вины организации, отвечающей за надлежащее содержание и эксплуатацию дороги.
Предъявление подобных требований в порядке суброгации вытекает из ст. 855 ГК, в соответствии с которой если договором имущественного страхования и страхования ответственности не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Следует отметить, что страховые организации в абсолютном большинстве случаев реализуют свое право на предъявление подобных исков.
Пример
Хозяйственный суд рассмотрел иск страховой компании «Б» к СПК «М» о взыскании суммы выплаченного страхового возмещения и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Как следует из материалов дела, между страховой организацией и ответчиком был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. На страхование был принят автомобиль КАВЗ 685, принадлежащий страхователю на праве собственности.
Согласно постановлению о прекращении уголовного преследования и расследования 5 ноября 2009 г. примерно в 23.20 в населенном пункте Н. ответчик Б., осуществляя свои трудовые обязанности и управляя автобусом КАВЗ 685, совершил наезд на пешехода П. Как следует из содержания указанного постановления, после совершения ДТП гражданин Б. место ДТП оставил и отвез потерпевшего домой к его бабушке, где последний через несколько часов вследствие причиненных его здоровью повреждений скончался. Смерть гражданина П. наступила в результате наезда на него автобуса марки КАВЗ, принадлежащего СПК «М» под управлением водителя Б. При этом нарушений ПДД гражданином Б. допущено не было. Погибший гражданин П. лежал на проезжей части, находился в нетрезвом состоянии и избежать наезда на него водитель автобуса Б. не мог.
Таким образом, как следует из материалов дела, водитель ответчика оставил место ДТП и в ГАИ своевременно о факте ДТП не сообщил. Сообщение о смерти П. в результате ДТП поступило на следующий день в РОВД от гражданки К.
Страховщик в данном случае ссылался на уже приведенные нами выше нормы п. 163, 178 Положения о страховой деятельности.
Ответственность СПК «М» вытекала из содержания ст. 948 ГК. в соответствии с которой юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Согласно ст. 952 ГК при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законодательством не предусмотрено иное. Вместе с тем при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Вина потерпевшего также не учитывается и при возмещении дополнительных расходов, при возмещении вреда в связи со смертью кормильца, а также при возмещении расходов на погребение. Брату погибшего П. страховой компанией было выплачено страховое возмещение затрат на погребение погибшего.
В добровольном порядке СПК «М» требования страховой компании удовлетворить отказалось.
Решением суда требования страховой компании были удовлетворены в полном объеме. А ведь указанных последствий можно было избежать в случае, если бы работник ответчика не оставил место ДТП и сообщил своевременно о нем в ГАИ, а также выполнил иные требования ПДД.
Таким образом, перед тем, как уехать с места ДТП, подумайте, стоит ли нарушать требования ПДД. Цена этого может оказаться значительно больше возможной суммы штрафа.
"Личный юрист", № 3/2011