Инструкция по делопроизводству: внесены изменения

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.08.2022 № 113 (далее — постановление № 113) внесены изменения в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее — Инструкция). Принятие постановления № 113 связано с вступлением в силу с 27 октября 2022 г. Закона Республики Беларусь от 18.04.2022 № 163-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь»» (далее — Закон № 163-З), которым вносятся многочисленные изменения в Закон Республики Беларусь от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь».

 

Изменения, внесенные в Инструкцию постановлением № 113, многочисленны. Остановимся лишь на некоторых из них.

Так, откорректированная ч. 7 п. 3 Инструкции теперь устанавливает, что положения этого документа распространяются на организацию работы с документами, не относящимися к системе организационно-распорядительной документации (плановая, отчетно-статистическая, расчетно-денежная и другие системы управленческой документации), независимо от вида носителя, включая их учет, контроль исполнения, хранение, в том числе осуществляемые с помощью автоматизированных (компьютерных) технологий.

Часть 1 п. 5 устанавливает, что инструкции по делопроизводству организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов, утверждаются их руководителями после согласования с соответствующим государственным архивом или структурным подразделением по архивам и делопроизводству областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

Согласно новой редакции ч. 2 п. 16 Инструкции при подготовке документов необходимо соблюдать правила, обеспечивающие юридическую значимость документа, оперативное и качественное их исполнение и поиск. Указанный пункт также дополнен нормой, согласно которой внесение каких-либо исправлений или дополнений в подписанные (утвержденные) документы не допускается.

В ч. 1 п. 78 Инструкции теперь будет установлено, что при наборе текста с использованием технических средств применяется размер шрифта не менее 13 пт. Напомним, ранее данная норма говорила, что при наборе текста с использованием технических средств применяется гарнитура шрифта Times New Roman (Times New Roman Cyr) в обычном начертании, размер шрифта – не менее 13 пт, или шрифты, устанавливаемые нормативными правовыми актами. При этом сохраняется требование, согласно которому выравнивание текста производится по ширине листа.

Подпункт 139.9 Инструкции дополнен предложением следующего содержания: «В графе 4 журнала регистрации исходящих документов для исходящих инициативных документов могут указываться дата получения и регистрационный индекс ответного документа.

Подпункт 140.7 Инструкции дополнен частью, согласно которой документы, поступившие в организацию в нерабочий день (нерабочее время), регистрируются не позднее чем в первый следующий за ним рабочий день.

Согласно новой редакции п. 141.5 Инструкции на исходящем ответном документе проставляется ссылка на исходящий регистрационный индекс и дату поступившего инициативного документа.

В п. 145.1 Инструкции устанавливается, что целью контроля является обеспечение своевременного и качественного исполнения поручений, зафиксированных в документах, рассмотрения содержащихся в документах запросов, предложений и принятия по ним решений, подготовки ответов.

Значительные изменения внесены в главу 10 Инструкции «Составление номенклатуры дел».

В частности, Инструкция дополняется п. 1511 согласно которому номенклатура дел организации составляется в каждой организации независимо от наличия типовой или примерной номенклатуры дел. Здесь же говорится, что при использовании типовой или примерной номенклатуры дел в номенклатуру дел организации переносятся предусмотренные ими заголовки дел, которые предполагается завести в делопроизводстве организации. При использовании типовой номенклатуры дел заголовок каждого дела переносится из нее полностью и может только конкретизироваться с учетом специфики формирования дел в данной организации. При использовании примерной номенклатуры дел по одному ее заголовку в номенклатуре дел организации может быть предусмотрено несколько заголовков дел, а заголовки дел с одинаковыми сроками хранения, включенные в примерную номенклатуру дел, могут быть объединены и включены в номенклатуру дел организации как один заголовок. Сроки хранения дел, предусмотренные типовой или примерной номенклатурой дел, переносятся в номенклатуру дел организации без изменений, если иное не установлено актами законодательства.

Новая редакция ч. 3 Инструкции говорит, что в номенклатуру дел не включаются Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и другие сборники нормативных правовых актов, вспомогательные документы (печатные издания (брошюры, справочники, информационные листки, бюллетени, реферативные журналы и так далее), указатели и другое).

Согласно новой редакции п. 162 Инструкции структурными элементами номенклатуры дел являются разделы, которые могут делиться на подразделы. Названиями разделов (подразделов) номенклатуры дел являются наименования структурных подразделений организации и (или) управленческие функции или направления деятельности организации.

В новой редакции изложен и п. 163 Инструкции. Установлено, что сводная номенклатура дел составляется, как правило, по структурному принципу (в соответствии с утвержденной и отраженной в штатном расписании структурой организации) или по структурно-функциональному принципу (в соответствии со штатным расписанием, управленческими функциями и направлениями деятельности организации). Названиями разделов (подразделов) сводной номенклатуры дел, построенной по структурному принципу, являются наименования структурных подразделений организации.

Например:

1. Общий отдел

2. Отдел экономического прогнозирования

3. Производственно-технический отдел

4. Отдел капитального строительства

5. Отдел охраны труда

6. Служба главного механика и энергетика

7. Отдел технического контроля

8. Финансовый отдел

9. Бухгалтерия

10. Отдел организации труда и заработной платы

11. Отдел кадров

12. Отдел материально-технического обеспечения и сбыта продукции

13. Юридический отдел

14–20. Цеха

21–25. Лаборатории

26. Архив

27. Профессиональный союз.

Названиями разделов (подразделов) сводной номенклатуры дел, построенной по структурно-функциональному принципу, являются наименования структурных подразделений организации и управленческие функции или направления деятельности организации.

Например:

1. Руководство

2. Организационно-методическая работа

3. Спортивно-массовая работа

4. Тренерский совет

5. Бухгалтерия

6. Отдел кадров

7. Архив

8. Профессиональный союз.

В бесструктурных организациях, а также в организациях с часто меняющейся структурой номенклатура дел составляется по функциональному принципу (в соответствии с управленческими функциями и направлениями деятельности организации). Названиями разделов (подразделов) сводной номенклатуры дел, построенной по функциональному принципу, являются управленческие функции или направления деятельности организации

Например:

1. Руководство

2. Планирование

3. Производственная деятельность

4. Финансирование

5. Учет и отчетность

6. Работа с кадрами

7. Работа архива.

Независимо от принципа построения сводной номенклатуры дел и утвержденной структуры организации в первый раздел включаются дела службы ДОУ.

Наименования временно действующих коллегиальных органов и общественных организаций в порядке значимости указываются в конце номенклатуры дел в качестве самостоятельных разделов.

Согласно новой редакции п. 165.4 Инструкции в графе 4 номенклатуры дел указываются сроки хранения дел, номера пунктов согласно нормативным правовым актам, локальным правовым актам, устанавливающим перечень типовых документов с указанием сроков хранения и (или) перечни документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных государственных организаций и подчиненных им (входящих в состав, систему) органов и (или) организаций, с указанием сроков хранения (ведомственные перечни документов с указанием сроков хранения), а также перечни документов, образующихся в процессе деятельности негосударственных организаций и подчиненных им (входящих в состав, систему) организаций, с указанием сроков хранения (перечни документов негосударственных организаций с указанием сроков хранения). Сроки хранения документов, не отраженных в перечнях документов с указанием сроков хранения, указанных выше, определяются ЦЭК (ЭК) организаций по согласованию со структурными подразделениями по архивам и делопроизводству областных (Минского городского) исполнительных комитетов или государственными архивами (для организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов), ЦЭК вышестоящих организаций (для иных организаций). В деятельности организации могут образовываться документы временного хранения, срок хранения которых после проведения экспертизы ценности может продлеваться. К сроку хранения таких документов и дел добавляется отметка «ЭПК».

Напомним, что постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.08.2022 № 115 внесены изменения в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 «О перечне типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь» (далее — постановление № 140), в том числе в новой редакции изложено приложение 1 к постановлению № 140 и теперь оно называется «Перечень типовых документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения».

В главу 10 Инструкции внесено много и других изменений. Постараемся эту тему (номенклатуру дел) проанализировать в ближайшее время отдельно.

Претерпели изменения также и другие главы Инструкции, к этим изменениям мы также постараемся обратиться позже.

Постановление № 113, как и Закон № 163-З, вступает в силу с 27 октября 2022 г.

 

Наш telegram-канал