Может ли председатель правления организации собственников совмещать две должности: председателя и бухгалтера? Сам планирует и сам тратит, кворума на собраниях нет, однако оплаты идут исправно, протоколы пишутся, но кто в них все решает, непонятно. Ревкомиссия отказывается проверять такую деятельность руководства ТС. Что делать?
Пункт 2 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее - Закон) говорит, что руководитель микроорганизации (за исключением общественно значимой организации), товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе, если иное не определено законодательными актами, вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично в случае соответствия этого руководителя требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в п. 3 ст. 8 Закона.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона на должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Национального банка) назначается лицо, отвечающее, если иное не определено законодательными актами, следующим требованиям:
- наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего право работать в должности главного бухгалтера организации, и стажа работы в области бухгалтерского учета, отчетности и (или) аудита не менее трех лет;
- отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
Из приведенных норм мы бы сделали вывод, что в данном случае должно иметь место не совмещение должностей председателя и главного бухгалтера, а возложение на председателя правления обязанности по ведению бухгалтерского учета. При этом, конечно, председателю может быть установлена какая-то доплата.
Приведенная выше норма п. 2 ст. 7 Закона не говорит о том, что могут совмещаться должности руководителя и главного бухгалтера, в ней указывается, что в таком случае руководитель ведет бухучет лично. То есть, главного бухгалтера в организации нет, есть только одна подпись на финансовых документах - руководителя.
Все остальное, на что вы указали в своем вопросе, - это уже другие проблемы и их нужно обсуждать отдельно.
Александр ГОРБАЧ, юрист
09.01.2023
